Материалы для студентов→ Курсовая работа /

Проблема трансформации семейных отношений в культуресовременной России

Скачать файл
Добавил: fafnir
Размер: 386.85 KB
Добавлен: 30.04.2015
Просмотров: 1538
Закачек: 8
Формат: rtf

МИНКУЛЬТУРЫ РОССИИ

Федеральное государственное образовательное учреждение

высшего образования

Тюменская государственная академия культуры,искусств и социальных технологий

Институт социокультурного сервиса и информационных технологий

Кафедра культурологии и социально-культурных технологий

Курсовая работа

по дисциплине «теория культуры»

на тему:

Проблема трансформации семейных отношений

в культуресовременной России

Выполнила:

Богатова Юлия Сергеевна,

студенткаIVкурса ОДО,

специальности «Культурология»

Научный руководитель:

Литкевич Юлия Валерьевна

канд.филос.наук,

доцент кафедры культурологии

и социально-культурных технологий

Подпись студента_____________

Подпись научного руководителя______________

Дата защиты «23»мая2014г.

Оценка________________

Тюмень

2014

Содержание

Введение…………………………………………………………………………….3

ГлаваI:Специфика семейных отношений в классическую эпоху…………4

1.1.Парадигма семейных отношений в России доXVII века…………………………………………………………………………………...4

1.2.Динамика семейных отношений в России сXVIII поXX века……………11

1.3.Специфические особенности семейных отношений в России в классическую эпоху………………………………………………………………………………..17

ГлаваII:Трансформация российскойсемьи в культуре современности19

2.1.Факторы трансформации семейных отношений…………………………...19

2.2:Основные направления трансформативных изменений семьи как социального института……………………………………………………………22

2.3:Проблема однополых браков всовременной России…………………………............................................................................25

Заключение………………………………………………………………………..29

Библиографический список…………………………………………………….31

Введение

Во все времена семья являлась основной ячейкой общества.Именно в семье из поколения в поколение происходит передача традиций,обычаев и верований,накопленных в предыдущие эпохи.В этом заключается ее главная особенность,благодаря которойона выделяется исследователями как социальный институт.Кроме того,семья служитосновойформирования будущего гражданина общества,так как в ней закладывается фундамент воспитания и поведения личности.

Актуальностьработыобусловлена необходимостьюдать объяснение процессам,происходящим в современном российском социуме.На сегодняшний день наблюдаются кардинальные изменения института семьи и классическогопониманиясемейных ценностей.Традиционная для русского общества патриархальная семья утратила ведущие позиции,ей на смену пришлиновыеценностныеориентиры иновые формы брачных союзов.

Цель работы:выявлениепроблемы трансформации семейных отношений

в культуре современной России.

Объект:семья как социальный институт на современном этапе развития общества.

Предмет: основные направления трансформативных изменений семьи как социального института.

Задачи:

-рассмотретьразвитие института семьи с древнейших времен до наших дней;

-определить факторы,непосредственно повлиявшие на трансформацию традиционной патриархальнойроссийской семьи;

-дать характеристику основным формам семейно-брачных отношений в современной России;

-выяснить причины,обуславливающие рост популярности альтернативных браковсреди россиян.

Методологическую основу исследованиясоставляют такие общенаучные методы как описательный,исторический, сравнительный и сравнительно-исторический.Преобладают исторический и сравнительно-исторический методы.

Степень проработанности темывключаетмножество научных работ истатей.Во-первых,в данной работе используется материал таких памятников древнерусской культуры,как Кормчая книга и Домострой.Во-вторых,данной проблематике посвящено достаточное количество современных исследований,наиболее известными авторами которых являются такие специалисты в области социологии семьи,какВ.М.Медков и А.И.Антонов.,    И.А.Баталов,О.Э.Бессонова,Ю.А.Зубок,А.Г.Вишневский,С.И.Голод,Т.А.Гурко.

Структуру работысоставляет введение,две главы,заключение и библиографический список.Введение включает в себя актуальность работы,ее цель,объект,предмет и задачи,а также методологическую основу исследования и степень проработанности темы.В первой главе речь идет об отношениях,складывающихся внутри древнерусской семьи,начиная со времен образования государства; затрагивается период петровских реформ в областисемейно-брачного права,а такжевыделяются главныеособенности семейных отношений в классическую эпоху.Во второй главе речь идет о факторах,непосредственно повлиявших на состояниесовременной российской семьи иновых формах брачных союзов,возникших на современном этапе развития российского общества.Заключение содержит основные выводы по теме исследования.

ГлаваI

Специфика семейных отношений в классическую эпоху.

1.1.Парадигма семейных отношений в России доXVII века.

На Руси,вплоть доXVIIIвека,семья была преимущественно патриархальной и многопоколенной.Традиционно выделялись два типа семьи-нуклеарная,состоящая из двух супругов и их детей,и расширенная,включающая помимо родителей и детей еще и бабушку,дедушку,а иногда-дядю,тетю,двоюродных братьев и сестер.Женщина находилась в полной зависимости от мужчины,постоянно испытывала притеснения с его стороны.Она не могла самостоятельно принимать решения,выходить за пределы дома без разрешения мужа,то есть фактически была его собственностью.В летописных источниках упоминания о женщинах встречаются гораздо реже,чем о мужчинах.И это неудивительно,так как до замужества представительницами прекрасного пола управлял отец,а после они передавались на воспитание мужу.

До принятия христианства,в Древней Руси существовали традиции похищения (умыкания)невесты.Позднее,после Крещения вместе с православными традициями,пришедшими из Византии,были введены и византийские нормы брачного права.С тех пор поискамиизбранницы для своего сына стали заниматься родители юноши.Они подыскивали подходящую кандидатуру,а после засылали к родителям девушки сватов,желая получить ответы на два главных вопроса: «готовы ли они выдать свою дочь за этого юношу»и «какое будет приданное».Если жениху понравилось приданное невесты,то назначались смотрины.На смотринах родственники жениха «испытывали невесту»,давая оценку ее интеллекту и внешнему виду.Девушке выходить замуж разрешалось с двенадцати лет.Она не имела право самостоятельно выбирать суженного,и до свадьбы обычно не видела своего жениха.

Хотелось бы отметить,что после принятия христианства на уклад древнерусской семьи стали влиять как нормы этой новой религии,так и языческие традиции.Как уже говорилось ранее,несмотря на то,что обычай похищения невесты изжил себя,привычка в шутку прятать на свадьбе невесту от жениха сохранилась и до наших дней.

Некоторые родители могли пойти на подлог,если в их семье имелось несколько дочерей и одна из них была слабоумной.Так как молодой человек не имел возможности видеть свою невесту до свадьбы,они показывали смотрильщице здоровую дочь,а замуж выдавали больную.Семейные отношения контролировались церковным судом,и если обман после свадьбы раскрывался,новоиспеченный жених мог написать жалобу патриарху,после подтверждения которой свидетелями,брак расторгался,а виновные выплачивали потерпевшему неустойку.

Священник являлся советчиком в вопросах повседневной жизни семьи.Основным сводом правил для семейной пары стала Кормчая книга.«Ко́рмчая книга или Номоканон (церк.-слав.кормчий, ст.-слав. кръмьчии -рулевой),  сборники церковных и светских законов,являвшихся руководством при управлении церковью и в церковном суде православных славянских стран;также в служили для передачи различных древних текстов.Восходит к византийскому Номоканону,составленному в VI веке константинопольским патриархом Иоанном Схоластиком.Во второй половине XI века Номоканон был переведён для болгарской церкви и затем распространён на Руси. С конца XIII века Номоканоны в русской переработке получили название "Кормчие книги",они дополнялисьна Руси нормами светского права»[5].

В серединеXVIвеканекоторые вопросы,касающиеся семейной жизни,перешли в ведение светского суда,аправила поведения членов семьи были собраны вособый сборник под названием «Домострой»,согласно которому жене и детям следовало во всем повиноваться мужу.В случае непослушания супруг имел право наказать семейство.Стоит заметить,однако,что запрещались удары палкой,камнем,в глаз,и в ухо,дабы не нанестиувечья.

В «Домострой» входили три раздела: «правила наставления (главы с115),правила,регламентирующие «мирское строение»,т.е.семейные отношения (главы16-29)и хозяйственные рекомендации или «домовое строение» (главы30-63).»[7] Если доXVI века семья была закрытой ячейкой общества,то с появлением Домостроя она частично рассматривается уже как ячейка государственная.С точки зрения «Домостроя»телесные наказания домочадцев со стороны главы семействадело исключительно полезное: «а пошлет Бог кому детей,сыновей и дочерей,то заботиться отцу и матери о чадах своих;обеспечить их и воспитать в добром навыке:учить страху Божию и вежливости,и всякому порядку.А со временем,по детям смотря и по возрасту их,учить рукоделию,отецсыновей,а матьдочерей,кто к чему способен,какие кому Бог способности даст.Любить и хранить их,но и страхом спасать,наказывая и поучая,а не то,разобравшись,и поколотить.»[7]

В Домострое давались советы,не только не препятствующие жестокости родителей,но наоборот,даже поощряющие столь злые и нечеловеческие поступки.Например,один из них гласил:«Казни сына своего от юности его и покоится тя на старость твою,и дает красоту души твоей.И не ослабляй бия младенца:а ще бо жезлом биеши его,не умрет,но здравие будет...».[7]

Дети находились в полном подчинении отцу.Интересен тот факт,что в Древней Руси для них не было предусмотрено законодательной защиты.Родители могли сделать с ними все,что заблагорассудится:продать в холопы,убить.И не несли за свои действия абсолютно никакой ответственности.Только с появлением Соборного Уложения1649годабыли установлены первые наказания для лиц,совершивших убийство своих детей.Причем смертная казнь за убийство ребенка не предусматривалась-виновный мог провести около года в тюрьме и обязан был покаяться в церкви,а вот за убийство родителей,напротив,полагалось самое суровое наказание.

Ни государство,ни церковь не защищали интересы ребенка.Подросток не мог обратиться с жалобой на жестокое обращение отца,а если это происходилогосударство отдавало его обратно в руки сурового родителя,и,следовательно,после этого наказание становилось еще более ужасным.

Если сравнить отношение родителей к детям в славянских языческих семьях с теми же отношениями времен христианской Руси,то в первом случае родители были более мягки к своему чаду,нежели во втором.Из древних источников известно,что«родительская власть была чужда строгой суровости:при заключении браков собственная воля и желание детей не оставались без внимания,при решении различных жизненно важных вопросов детям предоставлялось право выбора,в межсемейных конфликтах родители и дети,объединенные взаимной обязанностью кровной мести,выступали как равноправные партнеры.»[2;209]

Русская жена должна была хорошо вести хозяйство.Выполнение домашней работы являлось ее прямой обязанностью.Очень часто трудовые будни становились тяжким бременем для женщин,особенно для невесток.Нередко они брались за соху.Воспитание младших детей также возлагалось на их плечи.Позже,когда младшие дети-мальчики подрастали,этим делом занимались родственники-мужчины.Основным воспитателем подрастающего поколения все же оставался отец,в случае его смерти и повторного выхода женщины замуж назначался опекун.Воспитательные функции опекуна исчерпывались по достижении ребенком зрелого возраста,который в древних источниках не указан.Предположительно,он равнялся пятнадцати годам.

В русской семье также отмечали праздники.В праздничные дни хозяйка подносила каждому гостю чарку с вином,а затем удалялась к женам гостей,так как совместное застолье мужчин и женщин было не принято.Дочерей своих также к гостям не выводили.До вступления в брак их никому не показывали,и только изредка вывозили в церковь.

Разводы в Древней Руси были редким явлением.Церковь противилась им.Повторное вступление в брак было возможно по двумосновнымпричинам:если один из супругов подвергся измене илиовдовел.Также Церковь называла и ряд оснований,которые служили поводом к расторжению брака.

Как сообщается в одном источнике,главными поводами для развода были:

«-прелюбодеяние при наличии условий:а)доказанности факта половой связи одного из супругов с посторонним лицом как несомненного;б)совершения прелюбодеяния сознательно и намеренно;в)совершения адюльтера в действительном или предполагаемом таковым браке (муж считался совершившим прелюбодеяние,если находился в связи с замужней женщиной и имел совместных с ней детей.Ответственность мужа перед своей женой в этом случае не предполагалась:прелюбодеяние рассматривалось как преступление перед мужем любовницы.Замужняя женщина считалась совершившей прелюбодеяние сразу же,как вступала в связь с посторонним мужчиной);

-обстоятельства,рассматривавшиеся аналогичными прелюбодеянию;

-покушение или знание о покушении на жизнь другого;

-различие вероисповеданий супругов;

-неспособность к брачному сожитию;

-безвестное отсутствие одного из супругов;

-серьезная неизлечимая болезнь (в частности,проказа),безумие одного супруга;

-принятие одним из супругов монашества;

-бесплодие жены,неспособность мужа к брачной жизни;

-хозяйственная непорядочность супруга (в частности,кража,совершенная женой у мужа или наведение на дом мужа воров;разорительный образ жизни мужа,наличие у него долгов,созданных еще до брака,расхищение отдельного имущества жены и пропивание его);

-невозможность содержания мужем жены вследствие голода;

-разногласия между мужем и родными жены в связи с признанием большого значения родовых связей и в связи с рассмотрением брака как договора между родственниками мужа и жены.»[15]

Повторно жениться или выходить замуж полагалось не более трех раз.Интересен тот факт,что женщины-вдовы становились по-настоящему свободными и пользовались огромным уважением со стороныдругих людей.На них возлагались функции главы семьи.

Все же,несмотря на отчаянные старания церкви «блюсти нормы христианской морали»,нередко возникали конфликты между ней и мирянами,так как многих не устраивали слишком строгие правила в отношении семейной жизни,еюпредъявляемые.

Из всего вышеперечисленного следует сделать вывод,что семейные отношения периода Древней Руси строились на сплошном подчинении.Древнерусское государство изначально лишило молодых людей права свободного и счастливого выбора поиска избранника.Их судьбу решали родители.Врусской патриархальной семье царили суровые порядки,контролируемые нормами христианской морали.Мужчина главасемейства,в процессе воспитания жены и детейчасто доходил до откровенного зверства,так как фактически имел неограниченную власть над ними.Положение женщины было крайне тяжелым,потому что по закону она не имела абсолютно никаких прав.Более того,данная безвыходная ситуация усугубляласьсложностью выхода из брака.Развод в те непростые временабыл редким явлением,и хотя,в некоторых случаях разрешался церковью,но отнюдь не поощрялся.

В таком виде семья просуществовала практически неизменной вплоть доXVIIIвека.Именно тогда ПетрI дал право молодым людям самостоятельнознакомиться иискать себе пару.

1.2.Динамика семейных отношений в России сXVIII поXX века.

Как уже говорилось ранее,семейно-брачные отношения вXVIIIвеке претерпели существенные изменения.Если до этого периода они строились на основе церковных правил и Кормчей книги,а позднее- «Домостроя»,то в эпоху правления ПетраI семья становится частью правовойгосударственной структуры.Царь приказом о единонаследии устанавливает новый брачный возраст.Отныне мужчинам разрешалось жениться с двадцати лет,а девушкам выходить замужс семнадцати лет.Увеличение брачного возраста для мужчин объясняется прежде всего тем,что ПетруIнеобходимы были молодые люди,способные учиться иотягощенные узами брака.Однако новый закон поначалу не воспринимался народом,напротив,встретил отчаянное сопротивление,так как,по сути,ломал многовековые русские традиции.

Значительные преобразования коснулись и порядка заключения брака.Государь велел установить срок до венчания-шесть недель,чтобы дать молодым людям возможность самостоятельно познакомиться.Обряд венчания проводил священник того прихода,в котором жили жених и невеста.Также теперь приданное переходило в собственность невесты.

Одним из наиболее важных моментов является передача властных полномочий церкви в вопросах урегулирования семейныхотношений Синоду.Однако,несмотря нато,что Синод контролировал почти все стороны семейной жизни,все же он опирался на «старые порядки»и призывал супругов следовать им.

Для связанных брачными узами людей действовали три правила:единая фамилия,проживание под одной крышей исоциальный статус,который определялся для женщины по мужу.То есть если девушка из низшего сословия выходила замуж за дворянина,она автоматически становилась дворянкой.До этого на Руси не было понятия «сословие»,оно появилось лишь в эпоху царствования Петра.

Александр Рязанов в статье «Дворянская семья на рубежеXVIII-XIX веков»дает ей такое описание: «Структура и взаимоотношения в дворянской семье покоились на идеологии,которая была внедрена ПетромI и существовала в России вплоть до40годовXIX века.Великий император крепко связал службу и дворянское достоинство,установил зависимость службы от образования и образование от достоинства.Существовавшая иерархия дворянской семьи выражалась,прежде всего,в том,что каждый из ее членов имел особое служение.Главным лицом в этой иерархии был отецглава семьи.Его положение было настолько значительным,что в сравнении сам император уподоблялся отцу Отечества.Он отвечал за представительство семьи в обществе и общества в семье.В случае его смерти главой семьи становилась его вдова.Если же отец в силу своего физического состояния не способен был справляться с обязанностями главы семьи,то реально вел все дела другой человек,а отец лишь символизировал единство семьи в глазах общества.

Само понятие «семья»было очень объемным.Она могла состоять из родственников,как по кровному,так и по свойскому родству.В состав семьи часто включались домочадцы,то есть люди,жившие под одной крышей.Однако слуги и крепостные могли не входить в это число.В состав семьи могли включаться и учителя,если у них были хорошие личные отношения с родителями учеников,иначе они оставались на положении слуг.Главной особенностью структуры дворянской семьи в России было разделение ее на мужскую и женскую иерархии.Ее существование проявлялось в любых сферах жизни.Даже во время путешествий и поездок лица разного пола порознь отправлялись в путь.Если ведение дома считалось специфической женской обязанностью,то дела вне домамужской.Половые различия проявлялись также и в социальной деятельности:этикет предписывал мужчинам встречаться вечером,а женщины могли навещать друг друга днем.Причем старшей из этих двух иерархий считалась мужская иерархия.Разделение было настолько явным,что даже пол учителя соответствовал полу ребенка.Так,вдовец мог воспитывать только сына,но дочь,как бы он ее не любил,обязан был отдать на воспитание родственницы.Умирая,отец мог сказать,что оставляет сына сиротой,хотя его мать была жива.»[11]

А вот так описывается крестьянская семьятого же периода:«Труд крестьянина составлял основу самого существования семьи.Этот труд,тяжелый и непрерывный,определял образ жизни народа.Чтобы семья жила нормально,обеспеченно всем необходимым,все в ней вставали рано:летом с восходом солнца,а то еще раньше,осенью и зимой за несколько часов до света. В летнее время крестьянам надлежало до завтрака осмотреть свою скотину и птицу,накормить,вычистить хлев,коров выдоить,сделать разную надлежащую работу и затем завтракать.Раньше всех в семье вставали глава-родоначальник или отец,и его жена (обычно это большак и большуха).Оба молились,и поднимали остальных,начинали заниматься своими делами.Утренняя деятельность,от пробуждения до обеда,обычно протекала в пределах двора-дома,независимо от сезона,за исключением горячей земледельческой страды.Трудовой распорядок дня определялся с вечера предыдущего:глаза семьи раздавал утренние задания до обеда:хозяин-мужчинам,хозяйка-женщинам.После обеда раздавались задания,как уже говорилось выше,до вечера.В трудовой процесс были втянуты не только взрослые члены семьи.Различными хозяйственными работами,нередко наравне с родителями,занимались девушки,подростки.»[3; 212]

Несмотря на явные различия в образе жизни семей разных сословий,все же в обоих случаях вырисовываются общие черты:ярко выраженная патриархальностьсемейного уклада и разделение на мужские и женские обязанности.

В1714году вышел Указ о единонаследии.В нем оговаривался неприкосновенный характер имущества жены,а также перечислялось по порядку ее имущество.Также согласно данному Указу, «отец мог передать недвижимое имущество только одному из сыновей или дочери (если нет сына);при отсутствии детейодному из своих родственников,но обязательно той же фамилии.Указ ликвидировал юридическую разницу между поместным и вотчинным землевладением.Было запрещено продавать и закладывать недвижимое имущество.Движимое имущество завещатель мог распределить между детьми по своему усмотрению.Основным мотивом издания указа было желание Петра I предотвратить дробление дворянских имений.В1730г.Указ оединонаследии отменен императрицей Анной Ивановной по требованию дворянства.»[12]

Различные источники тех времен сообщают,чтомногочисленные указы,издававшиеся в России с целью защитить имущественные интересы жены очень часто на деле оборачивались семейными конфликтами,так как мужья былисильно недовольны таким положением дел и нередко поколачивали своих спутниц жизни.Женщины обращались в Синод с просьбой развести их с мужьями по причине жестокого обращения последних.Позднее в концеXVIII века ЕкатеринаII ввела документ под названием Устав Благочиния,который был источником российского полицейского права,но тем не менее,в нем содержались некоторые сведения,касающиеся взаимоотношений супругов:«.Муж да прилепится ксвоей жене в согласии и любви,уважая,защищая и извиняя ея недостатки,облегчая ей немощи,доставляет ей пропитание и содержание по состоянию и возможности хозяина,жена да пребывает в любви,почтении и послушании к своему мужу...»[12] Таким образом,государство концуXVIIIвека старалось несколько облегчить положение замужней женщины.Хотя этот процесс в России того непростого времени проходил очень болезненно.

Среди прочих нововведенийXVIII века появились также другие основания к разводу:вечная ссылка одного из супругов и развод по старости.До сих пор ни один свод законов не предполагал таких поводов.Как указывается в книгеМ.К.Цатуровой «Русское семейное право XVI-XVIII вв.», «Указ Петра I о новом основании для расторжения брака был издан в1720году,а в1753году Елизавета Петровна приравняла вечную ссылку к одному из видов прекращения брака,при котором жена получала право на указную (вдовью)часть: «...токмо женам и детям осужденных в вечную работу или в ссылку и заточение...давать свободу,кто из них похочет жить в своих приданых деревнях;буде же из таковых жен пожелает которая итти замуж,таковым с позволения Синода давать свободу,а для пропитания их идетей их давать из недвижимагои движимаго мужей их имения указную часть»[4;48] Таким образом,повод для расторжения брака превратился в вид бракоразводного процесса.

Итак,можно заключить,чтоXVIIIвекстал новым этапом развития семейных отношенийв России.В данный период было проведено множество реформ,несколькоизменивших существовавшие порядки на Руси.Главной из них стала передача власти в вопросах регулирования семейной жизни от Церкви Синоду.Женщины получили некие права в области имущественных отношений.Но все же,общая картина жизни русской семьи,как дворянской так и крестьянской оставалась неизменной вплоть до концаXIX векасемья по-прежнему оставаласьпатриархальной.Судьба русскойженщины также не завидна.Она продолжала существовать на вторых ролях по сравнению с супругом.Жизнь крестьянок была особенно тяжелой.За двадцать лет они без перерыва рожали детей,что приводило к полному изнашиванию женского организма.

Лишь впервой половинеXX века,с приходом к власти большевиков и созданием СССР,российская семья претерпевает по-настоящему кардинальные перемены.Веками складывающийся патриархальный уклад семейной жизни постепенно уходит в прошлое.На смену ему приходит эгалитарный.Эгалитари́зм (фр. égalitarisme,от égalité равенство)  концепция,в основе которой лежит идея,предполагающая создание общества с равными политическими,экономическими и правовыми возможностями всех членов этого общества.[5]

Главными признаками эгалитарной семьи являются следующие:

-равноправие супругов;

-сознательное регулирование деторождения;

-усиление роли межличностного общения.

Если в дореволюционной России,семья выполняла воспитательные функции,подготавливала подрастающее поколение к вступлению во взрослую жизнь,то в советском обществе данные функции семьи попыталось взять на себя государство.Создавались всевозможныеорганизациипионерская,комсомольская,профсоюзнаякуда забирали детей на воспитание.Авторитет родителей снижался,он был уже не таким как раньше.Возникали конфликты между поколениями «отцов и детей»,так как подобная система все больше отдаляла их друг от друга.

В итоге,веками складывающийся образец семейных ценностей,священность и высокая роль института семьи были окончательно разрушены.

1.3.Специфические особенности семейных отношений в России в классическую эпоху.

Подводя итог первой главы,хотелось бы выделить важнейшие особенности,характеризующие семейные отношения классической эпохи.

Важнейшей специфической особенностью традиционной русской семьи являлась ее патриархальность и многопоколенность.Образ отцаэто образ добытчика,кормильца.На него возлагались главенствующие функции.Ему подчинялись и его боялись ослушаться домочадцы,а за малейшие провинности строго наказывались.Как уже отмечалось ранее,зачастую наказания были слишком жесткими.В лучшем случае они заканчивались увечьем,в худшемсмертью.

Государство превозносило родителей,но принижало и ущемляло права детей.Ребенок не имел возможности пожаловаться на жестокое обращение,напротив,если это случалось,он наказывался еще намного строже.В случае летального исхода,поразительно,нородитель,истязавший свое чадо получал совсем незначительное наказание.И,наоборот,за убийство родителей дети карались по всей строгости закона.

Женщинамать,хранительница домашнего очага.Она находилась в подчинении у мужчины,была лишена права голоса.Она выполняла обязанностипо дому и занималась воспитанием младших детей.

В ранний период существования Древнерусского государства по сравнению с последующими столетиями положение женщины в семье было намного плачевнее:муж имел над ней неограниченную власть.Только вXVI веке «Домострой»немного смягчил наказания,запретив причинять увечья.CXVIII века внедряются нововведения и создаются указы,защищающие женские права.

Второй особенностью классического семейного уклада стал ранний возраст вступления в брак.Русские женились и выходили замуж,будучи подростками.Некоторые историки отмечают: «бывало,что жених имел от12до13 лет...Редко случалось,чтобы русский долго оставался неженатым...»[9] Со временем,брачный возраст повышался,но все-таки продолжал оставаться ранним.

И,наконец,третьей отличительной чертой традиционной русской патриархальной семьи явилась затрудненность выхода из брака.В старые времена брак заключался раз и навсегда.Поводы для развода появились спустя значительный отрезок времени и совсем не приветствовались церковью,хотя и допускались.

Данные черты формировались на протяжении долгой истории развития русского государства,начиная с глубокой древности,и заканчивая началомXX века.Семья вданный отрезок времени признавалась высшей ценностью,так как именно в ней воспитывались и подготавливались к взрослой жизни маленькие граждане страны.Но авторитет семьи как важнейшего социального института стал падать вXX веке.Тогда эти главнейшие функции стало исполнять государство.

ГлаваII

Трансформация российской семьи в культуре современности.

2.1.Факторы трансформации семейных отношений.

Когда мы говорим о трансформации института семьи,произошедшей на современном этапе,мы не можем не сказать о тех факторах,которые привели к этим изменениям.

«Фактор (нем. Faktor от лат. factor делающий,производящий)-причина,движущая сила какого-либо процесса,определяющая его характер или отдельные его черты.»[5]

Итак,по мнению ряда исследователей,состояние современного институтасемьиопределяется двумя причинами:наследием прошлого и сегодняшней семейной политикойгосударства.

Советское государство заменило семью подрастающему поколению.Как считают специалисты вобласти социологии семьи Виктор Михайлович Медков и Анатолий Иванович Антонов,«…естественный процесс трансформации семьи,процесс перехвата еёсоциальных функций другими институтамибыл насильственно ускорен истимулирован всей мощью тоталитарного государства (индустриализация народногохозяйства и коллективизация).С этим же была связана и гипертрофированная рольгосударства,выразившаяся не только в ускорении и «подталкивании»процессовсемейных изменений,но и в том,что семейные функции «перехватывались»именногосударством или его органами,а не какими-то социальными институтами.»[1;304]

После падения СССР исчезли все детские организации,пионерские,комсомольские и прочие,а взамен этому всему не осталось ничего.Государство не научило новое поколение родителей,которые еще детьми воспитывались в эпоху СССР,правильно исполнять свои родительские обязанности.

К концу прошлого века рождаемость стремительно упала,а смертность,наоборот,резко возросла.В начале90-х гг.увеличивается количество разводов,доля беспризорных детей непрерывно растет.Все эти изменения связаны прежде всего с трансформацией культурных приоритетов и повседневной жизни в России:кризис идеологии периода реформ1990-2000гг.очень сильно повлиял на качество жизни россиянина.Старые установки были разрушены,а новые еще не появились.

В концепции современной семейной политики государства на период до2025года,подготовленной рабочей группой1Координационного совета при Президенте Российской Федерации по реализации Национальной стратегии действий в интересах детей на2012-2017годы о том разрушительном влиянии,которое оказал СССР и события двух последних десятилетийXX века на традиционный патриархальный семейный союз:

«Первый сокрушительный удар по традиционным семейным ценностям былнанесен социальными экспериментами1917-1920годов.Будучи одержимы идеейсоздания нового коммунистического порядка и нового человека,большевики сознательноразрушали семью как один из оплотов самодержавия.Они враждебно относились кбуржуазному браку и семейному воспитанию детей,считая своей задачей отменить вбудущем брак вообще,но первоначально сделать его хотя бы неустойчивым.Особоезначение придавалось антирелигиозной и антицерковной пропаганде.

Послевоенный период советской истории семейного законодательства подвелчерту под «неудачным»социальным экспериментом,которому подвергался институттрадиционной семьи в течение почти20лет.Важнейшие из традиционных семейныхценностей,связанных с регистрацией брака,его устойчивостью,были восстановлены вправах.Так,Указом Президиума Верховного Совета СССР от8июля1944года «Обувеличении государственной помощи беременным женщинам,многодетным и одиноким матерям,усилении охраны материнства и детства,об установлении почетного звания «Мать-героиня»и учреждении ордена «Материнская слава»и медали «Медаль

материнства»стал признаваться только зарегистрированный брак.Это положение сохранилось и в Основах законодательства Союза ССР и союзных республик о браке исемье1968года и в современном российском семейном законодательстве.Уважение кинститутам семьи и брака,его устойчивость подкреплялись формированием негативногоотношения советского общества к сожительству,разводам.Взаимное уважение в семье,забота о детях вошли в число12принципов Морального кодекса строителя коммунизма,ставшего частью Третьей программы КПСС,принятой ХХП съездом в1961году.

Непродуманные и неподготовленные социальные эксперименты80-х-90-х

годов прошлого столетия стимулировали нарастание разрушительных тенденций в семейных отношениях.Россию начинают активно втягивать в систему отношений,свойственных западной цивилизации,с ее фетишизацией прав и свобод человека,в том числе прав сексуальных меньшинств. [6;9-10]

В настоящее время государственная политика Российской Федерации в области семейных отношений ставит перед собой реализацию следующих целей и задач:

«1)повышение уровня семейного благополучия,

2)усиление социальной роли семьи в жизни общества (решении общегосударственных задач),

3)создание условий для выполнения семьей ее основных функций.»[6]

В качестве причин неэффективности семейной политики исследователями называются «неадекватность концептуальных подходов и политической практики данной политики (правильность концепции и недостаточность и несоответствие практических мер),недооценку со стороны государства значения государственной семейной политики и семьи как основной опоры социально-политических преобразований,незавершенность законодательного обеспечения политики,а также серьезные недостатки институциональных механизмов реализации этой политики.» [11]

Как показывает практика,главным недостатком семейной политики на сегодняшний день является несоответствиедеятельности по ее реализации с реальным положением российской семьи.Так,например,стремясь повысить рождаемость в стране,государство не учло те проблемы,которые на самом деле существуют в России,а именно:бедность,плохие жилищные условия и внутрисемейные конфликты,связанные с осуществлением родительских прав.Его меры были направлены лишь на решение демографической проблемы.

Для успешной реализации семейной политики необходимо учитывать интересы и потребности населения,стремиться создать комфортные и благоприятные условия длярожденияи воспитания подрастающего поколения.Только в этом случае можно надеяться на эффективность и успешность данного проекта.

2.2:Основные направления трансформативных изменений семьи как социального института.

На сегодняшний день институт семьи претерпел кардинальные изменения.Современные молодые люди не намерены вступать в брак в раннем возрасте.Они нацелены прежде всего на саморазвитие.Все большую популярность приобретают так называемые альтернативные браки,к которым относятся:

Виргинальные бракиэто союзы,в которых двое людей в силу ряда причин (по медицинским,идеологическим,религиозным или иным показателям)не живут половой жизнью.Соответственно,брак бездетный.Открытые браки-характеризуются допуском внебрачных связей со стороны обоих супругов;Гостевой брактакже достаточно распространенное явление.Он подразумевает раздельное проживание супругов,которые изредка встречаются,чтобы вместе провести время.

К другим формам брака относятся:

супружество-содружество(зависит от душевной близости,когда удовлетворяются не только базовые потребности семьи,но и моральные,эстетические.)бикарьерные семьи,в которых супруги заинтересованы в росте своего профессионального статуса,относятся друг к другу как партнеры,имеющие равные права,оба супруга квалифицируются как кормильцы.семья-партнерство-предполагает высокий уровень морального и правового сознания,личностного самосознания,развитые демократические институты.

Часто можно услышать термин «гражданский брак».Это понятие используетсяв качестве характеристики отношений,именуемых сожительством.«В России сожительство не является формой брачных отношений,даже в случаях рождения общих детей и ведения общего хозяйства.Неофициальный брачный союз не имеет правовых последствий,также как и супруги не приобретают взаимных прав и обязанностей,за исключением родительских при наличии общих детей.В отличие от официального брака,при рождении детей в период неоформленных брачных отношений,каждый ребенок может получить фамилию отца лишь после прохождения процедуры установления отцовства.То же касается и имущества,приобретаемого в сожительствующих отношениях,собственником этого имущества в соответствии с законодательством РФ будет признан его непосредственный приобретатель».[14]

Многие сторонники незарегистрированного брака называют причины его популярности,такие как:

«1)нежелание принятия обязательств;

пробный характер подобного союза;стремление к открытости отношений и возможности беспрепятственной смены партнера.»[14]

В случае же отношения к гражданскому браку как браку «временно отложенному»специалистами в области семейных отношений называются следующие причины отсрочки заключения узаконенного брака:

«1) отсутствие финансово-экономической и социальной независимости партнеров (молодые люди2027лет);

2) отсутствие полной уверенности в правильном выборе партнера,наличие скрытых конфликтов и несогласованных ценностей и убеждений,сохранение права на продолжение поиска более достойного брачного партнера.Гражданский брак рассматривается как отложенное решение об избранности и исключительности партнера.Очевидно,что в этом случае прогноз гражданского брака с высокой долей вероятности оказывается неблагоприятным;

3) противоречивое отношение партнеров к гражданскому браку (один из партнеров рассматривает такой брак как оптимальную форму семейного союза и не считает нужным ее менять,другойкак период подготовки к вступлению в «настоящий»брак);

4) влияние истории прародительской семьи в форме двух стратегий построения семьистратегии избегания и стратегии принятия образца ее семейных отношений.В случае стратегии избегания предпочтение гражданского брака представляет собой протестную реакцию и проявление негативизма в отношении семейного уклада прародительской семьи.Стратегия его принятия представляет собой осознанное или неосознанное повторение модели родительских отношений.»[14]

Еще одной распространенной формой так называемого гражданского брака является семья-конкубинат, в которой мужчина,находясь в официальном браке,параллельно сохраняет устойчивый союз с другой женщиной,имея в гражданском браке одного или нескольких детей.При этом он реализует всю полноту прав и обязанностей в обоих семейных союзах.Нередко обе партнерши осведомлены о наличии параллельной семьи,но по разным причинам не могут или не хотят ничего менять или вынуждены примириться со сложившейся ситуацией.

Кроме того,изменения коснулись и современной классической семьи,а именно:

увеличилась разница в возрасте между супругами;разница в возрасте детей;в некоторых семьях женщина зарабатывает больше мужчины,а порой может содержать всю семью.

Такимобразом,можно сделать вывод,что состояние современной российской семьи далеко отисторически сложившегося.Традиционная семья в классическомпонимании утратила свои прежние функции,которые столетиями вырабатывало российское государство.

2.3:Проблема однополых браков в современной России

Одной из наиболее актуальных тем,касающихся института семьи,стала проблема однополых браков.Законодательство Российской Федерации не признает подобные союзы.И хотя в контексте Семейного кодекса ничего не сказаноо половой принадлежности людей,принявших решение соединится брачными узами,все же в нем подразумевается союз между мужчиной и женщиной.

В России острая дискуссия по поводу легализации однополых браков разгорелась в начале2000-х годов.Однополые пары стали активно ссылаться на динамику процесса легализации в мире,а также предпринимали попытки добиться регистрации своих отношений.В связи с подобными заявлениями в обществе разгорелась полемика.В поддержку распространения в России гомосексуальных отношений некоторые личности зарегистрировали фиктивные союзы:

«18января2005года в Савеловском ЗАГСе Москвы прошла регистрация заявления о вступлении в однополый брак между депутатом парламента Башкирии от партии («Яблоко») Эдвардом Мурзиным (при этом являющимся гетеросексуалом)и главным редактором гей-журнала «Квир» Эдуардом Мишиным.Фактически заявителями открыто признавалось то,что брак фиктивный и заключается ради попытки признания в России однополых союзов.

12мая2009года две гей-активистки Ирина Федотова и Ирина Шипитько попытались зарегистрировать брак в Тверском ЗАГСе Москвы,но вместе со своим адвокатом Николаем Алексеевым получили отказ со ссылкой на Семейный кодекс РФ.Эта история имела широкий общественный резонанс.6октября2009года Тверской районный суд Москвы признал законным отказ ЗАГСа регистрировать брак Ирины Федотовой и Ирины Шипитько.Пара подала на обжалование решение в вышестоящую инстанцию,где тоже проиграла.»[5]

Оба случая являются единственными в России,получившими широкую огласку.В целом большинство россиян относится к гомосексуалистам негативно.Это доказывает опрос,проведенный Всероссийским центром изучения общественного мнения с29января по30января2005г.:«на вопрос «Согласны ли вы с тем что однополые пары имеют право на бракбыли получены следующие ответы:полностью согласен 4 %,частично согласен 10 %,частично согласен,частично не согласен 17 %,частично не согласен 25 %,полностью не согласен 34 %,затрудняюсь ответить 10 %.»[5]

В2013году президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин высказал недовольство попытками Запада уравнять в правах традиционные и однополые семьи,а патриарх Кирилл назвал вступление двух людей в гомосексуальный союз «путем уничтожения народа».

Сегодня ряд исследователей вноситсвои предположения относительно дальнейшего развития однополых браков в России.Большинство из них считает,что в будущем их легализация в нашей стране невозможна,так как она не найдет поддержки у большинства населения.Хотя некоторые все же считают это возможным,но в далеком будущем.Так,например,социолог Александр Новиков высказал свое мнениепо данному вопросу:

«я прогнозирую,что однополые браки ещё не будут достаточно долго регистрироваться в РоссииЗдесь у нас,в общем,статья об уголовном наказании за мужеложество,в общем,недавно отменена.Поэтому хотя бы по этой причине расстояние или дистанция между сегодняшним отношением к гомосексуалистам и готовностью регистрировать такие браки пройдёт очень многовремени.»[8]

Виталий Милонов,автор закона Санкт-Петербурга  «О запрете пропаганды гомосексуализма»,считает,что гомосексуальные семьи никогда не будут признаны в России.

Один из лидеровЛГБТ-сети-российского межрегионального общественного движения,занимающегося вопросами защиты прав и социальной адаптации сексуальных и гендерных меньшинств,Игорь Кочетков имеет противоположное мнение по этому поводу:

«по прошествии менее чем20лет основные страны Европы признали брачное равноправие для всех,независимо от сексуальной ориентации.Это процесс единый,а не параллельный.И Россия будет в него вовлечена.В ходе свободного обсуждения мы можем прийти к консенсусу.Считаю,что вопрос легализации однополых браков в Россииэто вопрос времени и общих дискуссий.»[10]

Острые дискуссии по данному вопросу продолжаются.И хотя во многих европейских странах такие семьи постепенно становятся официально признанными,в России этот вопрос до сих пор остается открытым.Возможно,в будущем,сторонники и противники легализации однополых браков придут к единому мнению.Однако,судя по прогнозам экспертов,произойдет это весьма не скоро.

Заключение

На сегодняшний день классическая русская семья во многом утратила ту ценность,которая сохранялась на предыдущих этапах развития российского государства.На постсоветском пространстве наблюдается активное снижение роли зарегистрированного брака,и,наоборот,увеличение числа альтернативных браков.Данные изменения обусловлены не толькопоследствиями распада СССР,но и современной политикой государства,которая не предпринимает реальных мер по сохранению института семьи,не пытается создать комфортные условия жизнедеятельности населения.И хотя ее действия направлены на возрождение исконно русской патриархальной семьи,все-таки об успешности выполнения поставленной задачи говорить пока не приходиться.Последствия кризиса идеологии периода реформ1990-2000гг.до сих пор дают о себе знать:доля внебрачных детей по-прежнему остается высокой,увеличивается количество разводов,растет число абортов.По статистике каждая десятая женщина,и почти каждая третья несовершеннолетняя,беременность которой прерывается посредством аборта,является первобеременной.

В современной культуре России институт брака очень сильно ослаблен.На данный момент развод и воспитание детей в неполных семьях стали нормальными явлениями.Число незарегистрированных браков стремительно набирает обороты,так как вступление в полноценный брачный союз в сознании большинства российских граждан связывается с определенными рисками,а именно,с большой вероятностью оказаться в категории малоимущих семей.Следовательно,подобные страхи порождают нежелание у людей создать полноценную семью.Возраст вступления в брак уже не столь ранний,как это было в предыдущие столетия.На первом месте для большинства россиян находится стремление к саморазвитию,карьерному росту и финансовой независимости.

Для того,чтобы успешно реализовать поставленныезадачи в области семейной политики,государство должно в первую очередь обратить внимание на потребности и интересы семьи,создать комфортную среду для семей с детьми,оказывать необходимую поддержку многодетным семьям,семьям с детьми инвалидами.И,возможно,что после принятия таких мер России в большей степени удастся преодолеть те кризисные явления,которые до сих пор существуют в обществе как следствие социальных экспериментовXXвека.

Библиографический список

Антонов,А.И.,Медков,В.М.Социология семьи/А.И.Антонов,В.М.Медков.Москва:МГУ,1996.– 304с.Костомаров,Н. Домашняя жизнь и нравы великорусского народа/Н.Костомаров -Москва:1993. 209с.Семенова,Л.Н.Очерки истории быта и культурной жизни России.Первая половина XVIII века/Л.Н.СеменоваЛенинград:Наука,1981.-212с.Цатурова,М.К.Русское семейное право XVI-XVIII вв./М.К.ЦатуроваМосква:1991. - 48с.Википедия/[Электронный ресурс] – Режим доступа:http://ru.wikipedia.org/wiki/Концепция государственной семейной политики Российской Федерации на период до2025года/[Электронный ресурс] – Режим доступа:http://lesbiru.com/wp-content/uploads/2013/06/Concept-2025.pdf«Мысль семейная»в древнерусской культуре: «Домострой» –[Электронный ресурс] -Режим доступа:http://www.megalib.com/statii/37-news/257-l-r----lr.htmlНасибов,А.,Фельгенгауэр Т.Назад в будущее/А.Насибов,Т.Фельгендауэр//Эхо Москвы.2008.Первый правовой словарь/[Электронный ресурс] – Режим доступа:http://www.1p.ru/dictionary/word/id/6303Полемика вокруг концепции однополых браков/ [Электронный ресурс] – Режим доступа:http://www.memoid.ru/node/Polemika_vokrug_koncepciiРязанов,А.И.Дворянская семья на рубежеXVIII-XIX веков/А.И.Рязанов/[Электронный ресурс] – Режим доступа:Семейное право Древней Руси/[Электронный ресурс] – Режим доступа:allbest.ruСущность государственной семейной политики.-[Электронный ресурс] - Режимдоступа:http://edu.dvgups.ru/METDOC/CGU/SOTS_RAB_S/Гражданский брак в России:свобода и отношения/ [Электронный ресурс] – Режим доступа:http://www.demoscope.ru/weekly/2013/0565/analit02.php Щапов,Я.Н.Брак и семья в Древней Руси/Я.Н.Щапов  –[Электронный ресурс] – Режим доступа:http://annales.info/