Материалы для студентов→ Курсовая работа /

Образ человека и его характер

Скачать файл
Добавил: fafnir
Размер: 112.5 KB
Добавлен: 30.04.2015
Просмотров: 543
Закачек: 4
Формат: doc

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное  учреждение высшего профессионального образования

Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого

Институт непрерывного педагогического образования

_____________________________________________________________

Кафедра изобразительных искусств и методики преподавания

КУРСОВАЯ РАБОТАПОТЕОРИИ И МЕТОДИКЕ ОБУЧЕНИЯ

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ

Методические рекомендации для студентовIV курса

специальности  050602.65 - «Изобразительное искусство»

                                                                   Разработал

                                                                   доцент__________   Г.А.Поровская

2012

Курсовая работа по методике обучения изобразительному искусству представляет собой самостоятельное исследование студента в области истории, теории и методики преподавания изобразительного и декоративно-прикладного искусства в общеобразовательной школе.

Цель курсовой работы: освоение методики ведения исследовательской работы в области художественной педагогики.

Задачи курсовой работы:

- формирование педагогического мышления студентов;

- овладение опытом ведения научно-исследовательской работы;

-овладение  приёмами обобщения результатов педагогической практики.

Структура и содержание основных разделов:

1 Общие требования к курсовой работе.

2 Примерная тематика курсовых работ.

3 Задания и рекомендации по самостоятельной работе студента.

4 Порядок защиты курсовой работы

5 Основная и дополнительная литература

6 Требования к оформлению курсовой работы.

1 Общие требования к курсовой работе.

1.1 Как правило, курсовая работа состоит из текста с иллюстрациями и приложений. Независимо от характера и темы текстовая часть имеет титульный лист, оглавление с указанием страниц, глав и параграфов, список используемой литературы, иллюстрации.

1.2 Текстовая часть содержит в себе:

- титульный лист (см. Приложение А),

- оглавление (см. Приложение Б),

- введение,

-основную часть: несколько глав, которые делятся на параграфы (теория, методика (опытно-экспериментальная работа), методические рекомендации,

- заключение,

- список литературы,

- приложения.

Текст печатается на компьютере на стандартных листах (297х210) в объёме 25-30 страниц машинописного текста в соответствии с Требованиями к оформлению текстовых документов СТО 1.707-2010.

1.3 Если основная задача курсовой работы заключается в выполнении оригинального учебного пособия, то текстовая часть выполняется в меньшем объёме с необходимыми иллюстрациями, листы работы брошюруются и оформляются в твёрдую обложку. Приложения вкладываются в папку, конверт или коробку и подписываются.

1.4 Иллюстрации помещаются в той части текста, с которой они связаны по смыслу, на более плотных листах бумаги. Это могут быть текстовые приложения  (подборки литературных произведений, стихи, пословицы, поговорки и т.п.), терминологический словарь, данные анкетирования учащихся, записи бесед с учителями. Сюда же можно отнести аудиозаписи, видеозаписи. По ряду тем обязательны такие приложения как детские работы по изобразительному и декоративному искусству, фотографии, репродукции, диапозитивы, слайды.

1.5 Тема курсовой работы выбирается студентом самостоятельно и согласовывается с преподавателем. При выборе темы учитывается интерес студента, его возможности, опыт педагогической работы в школе или другом учебном заведении. В конечном итоге решающим фактором является общественная значимость характера и темы исследования, важность её для педагогической работы. При этом необходимо учитывать, что курсовая работа может стать этапом подготовки к дипломной работе по методике преподавания изобразительного искусства или теоретической и методической  части к диплому по графике, живописи, декоративно-прикладному искусству.

1.6 Тематика курсовых работ по методике преподавания изобразительного искусства не имеет строгой регламентации и рассчитана на творческий подход к решению каждой конкретной темы.

2 Примерная тематика курсовых работ

2.1 История методов обучения рисованию

Целью работы на историческую тему является изучение самых ценных традиций русской или зарубежной художественной школы и обоснование их значения для художественной педагогики наших дней. Важно обобщить накопленный опыт и вычленить из него то, что может быть использовано при обучении детей изобразительному искусству.

1 Художественное образование в России первой половины ХI-ХХ в.в.

2 Методы обучения рисунку во второй половине ХIХ века.

3 Педагогическая система П.П.Чистякова.

4 Педагогические воззрения А.Б.Бакушинского.

5 Педагогическая система обучения А.П. Сапожникова.

6 Методы преподавания рисунка Д.Н.Кардовского.

7 Методы обучения рисованию в древности (Египет, Греция, Рим).

8 Академическая школа братьев Карраччи.

9 Метод обучения рисованию братьев Дюпюи.

10 Взгляды ведущих теоретиков по вопросам художественного воспитания детей в 30-е годы ХХ века (К.Риччи, Георг Кершенштейнер и др.).

2.2 Теория методов обучения изобразительному искусству

Цель: исследование особенностей реализации дидактических принципов в обучении изобразительному искусству.

1 Проблемы эстетического воспитания школьников средствами изобразительного искусства.

2 Внеклассная работа со школьниками по изобразительному и декоративно-прикладному искусству.

3 Межпредметные связи на уроках изобразительного искусства в общеобразовательной школе.

4 Педагогический рисунок в работе учителя изобразительного искусства.

5 Формы организации изобразительной деятельности детей на уроках изобразительного искусства.

6 Особенности детского рисунка.

7 Методы дидактических исследований в области художественной педагогики.

8 Зарубежный опыт работы по изобразительному искусству в общеобразовательной школе.

2.3 Методика преподавания изобразительного искусства в школе

Цель: теоретическое усвоение новых педагогических идей и разработка средств их реализации в учебном процессе.

1 Методы формирования умений и навыков работы пером и тушью на уроках иллюстрирования художественных произведений в 5 классе.

2 Формирование представлений и понятий о цвете на уроках изобразительного искусства в начальной школе.

3 Использование игровых ситуаций на уроках изобразительного искусства у младших школьников.

4 Обучение школьников 6-7 классов сознательному использованию художественно-выразительных средств изобразительного искусства (система упражнений).

5 Развитие наблюдательности и зрительной памяти при рисовании с натуры и по представлению.

6 Приёмы формирования художественно-творческой активности учащихся на уроках обобщающих тему четверти.

7 Постановка эмоционально-отношенческих задач в практической работе на тему: “Образ человека и его характер”.

8 Организация коллективной работы учащихся на уроках по теме: “Образы городов и исторических памятников нашей страны”.

9  Методика проведения уроков-бесед, посвящённых творчеству выдающихся художников.

10 Методическая разработка занятий кружка по изобразительному или декоративно-прикладному искусству.

11 Методика организации и проведения экскурсий по теме “Архитектура Великого Новгорода” для школьников.

12 Комплект наглядных пособий по теме “Приёмы и последовательность выполнения северных росписей”.

13 Макеты детских книг различной конструкции и методика их использования на уроках изобразительного искусства.

3 Задания и рекомендации по самостоятельной работе студента.

3.1 Написание работы необходимо начинать свведения. Введение курсовой работы содержит:

-обоснование актуальности исследования выбранной проблемы;

-обзор научной и учебной литературы по проблеме исследования;

- формулировкутемыисследования;

- определениецели и задач, которые ставятся в рамках выполнения курсовой работы;

- информацию ометодах исследования;

- определение новизны и практической значимости (назначение) курсовой работы;

- краткоесодержание (объем) курсовой работы.

Количество страниц текста введения может быть от 2-х  до 4-х.

Во введении, обосновываяактуальность темы курсовой работы (научной, методической или искусствоведческой проблемы), следует сформулировать потребность общества (школы, города, региона) или личный интерес в изучении и решении исследуемой проблемы. Здесь же можно отметить и уровень разработки изучаемой проблемы (кто изучал, достаточно ли она изучена, соответствует ли разработка профилю учебного заведения и т.п.), т.е. дать обзор научной  информации по проблеме исследования.

С целью доказательства актуальности темы исследования  во введении анализируется также содержание школьных программ по изобразительному искусству.

Как правило, в конце обзора литературы, необходимо сделать вывод, подтверждающий недостаточность разработки проблемы исследования, содержания или методики обучения изобразительному искусству.

Цельисследования созвучна с представлением о предполагаемом результате курсовой работы, т.к. на его достижение нацелена вся теоретическая и практическая деятельность.

Например, цель курсовой работы «Художественные материалы как средство развития интереса подростков к изобразительной деятельности на уроках изобразительного искусства» - определить роль различных материалов в развитии интереса подростков к изобразительной деятельности.

Для того, чтобы достичь эту цель, в ходе исследования необходимо решить следующиезадачи:

1 Познакомиться с различными изобразительными материалами и техниками.

2 Изучить возрастные особенности подростков, влияющие на их интерес к изобразительной деятельности.

3 Выявить  критерии определения развитого интереса подростков.

4 Определить опытным путем актуальные материалы и техники для учащихся подросткового возраста, вызывающие у них интерес к изобразительной деятельности.

Следующим пунктом введения является перечень методов исследования, которые напрямую связаны с задачами. Но число методов всегда превышает число задач, т.к. в решении некоторых задач может быть использована группа методов. Например, апробация авторской методики предполагает не только опытную работу, но и наблюдение за деятельностью детей на уроке и анализ их работ.

Новизнаисследования определяется тем, что нового сделано в области теории методики в рамках курсовой работы. Например, систематизирован материал по декоративно-прикладному искусству региона, разработаны критерии оценки какой-либо деятельности.

Практическая значимость курсовой работы заключается не только в ее назначении, но и в возможности широкого внедрения методических разработок и наглядного материала в практику обучения детей и преподавания методики изобразительного искусства в ВУЗе. Практическая значимость созвучнаназначению курсовой работы, т.е. где может быть использована теоретическая и искусствоведческая информация, методические разработки и дидактический комплекс наглядности.

Заканчивается введение общей характеристикойсодержания курсовой работы, ее частей, текстовой и практической части, приложений (количество художественно-дидактических таблиц, детских рисунков, конспектов занятий и т.п.).

3.2 Прежде, чем начинать писатьтекст основной части курсовой, составляется перечень вопросов, которые будут исследоваться. После изучения литературы, проведения экспериментальной работы или анализа передового опыта и пр. формулируются названия глав и параграфов, уточняется их содержание. В конце каждого параграфа делаются выводы, которые должны осуществлять логический переход к содержанию следующего параграфа или главы.

3.2.1 В первом, теоретическом разделе курсовой работы, должна быть показана глубина теоретического изучения научной или методической проблемы, раскрыт комплекс взглядов ученых, известных психологов и педагогов, их представления и идеи, направленные на толкование, объяснение исследуемого явления.

Задача теоретической части – глубже разобраться в сущности выбранной проблемы. Эта часть показывает уровень понимания предмета исследования, вводит исследователя в круг научных проблем, дает ясное представление о том, на что будут направлены усилия при проведении опытной работы, что ставится под наблюдение в ходе ее.

Здесь же должны быть даны психологическая характеристика возраста учеников и раскрыта психологическая природа изучаемого предмета (восприятие, творчество, образное мышление, интерес и т.д.).

Необходимо стремиться к тому, чтобы в процессе теоретического исследования конкретного материала был обобщен передовой педагогический опыт по решению проблемы, выявлены недостатки в исследовании или методике изучения проблемы и, по возможности, намечены пути их устранения.

Опытная работа осуществляется на основе теории, определяющей постановку задач и интерпретацию ее результатов. На основе анализа теоретического материала определяются критерии оценки динамики наблюдаемого явления. Поэтому изложенный в курсовой работе материал должен быть сопоставлен с результатами опытной работы. Теоретические выводы должны быть подтверждены или опровергнуты практикой.

Все, изложенное в теоретической части следует подтверждать цитатами из монографий, журнальных статей и других источников. (Как оформляются цитаты и ссылки на источник информации, смотрите ниже).

Теоретический раздел основной текстовой части может содержать от 10 до 20 страниц машинописного текста.

3.2.2Опытно - экспериментальная работа. Раздел, освещающий подготовку (разработку конспектов, наглядного материала, дидактических пособий) к опытной работе, ее ход (самоанализ педагогической деятельности), анализ результатов (детских работ), является основным и самым объемнымв курсовой работе методической направленности. В нем подробно описываются условия опытной работы, особое внимание уделяется тем из них, которые могут влиять на результаты педагогического опыта.

В опытно-педагогической работе необходимо добиваться контролируемых и управляемых условий, поэтому следует подробно описать критерии оценки деятельности учащихся и ее результаты.

Анализ критериев оценки детских работ должен сопровождаться копиями и фотографиями детских работ с ярко выраженными характерными особенностями, отвечающими критериям, с помощью которых оценивались детские работы. Фотографии могут отразить ход занятия и этапы выполнения работ учениками. Этот материал имеет большую ценность при описании методики ведения опытной работы.

Результаты наблюдения за деятельностью учащихся и анализа их работ рекомендуется  представить в виде графиков, т.к. часто графическое изображение более информативно, чем слова. Одной из форм обработки материала является сведение данных опытной работы в таблицы. Графики и аналитические таблицы должны иметь порядковый номер и заголовок, определяющий их содержание.

Анализ результатов – наиболее важная часть опытной работы, т.к. он содержит критически осмысленную информацию о полученных данных в ходе  и результате опытной работы. В анализе нужно выделить главный основной результат и сопоставить его с выводами, изложенными в теоретической части. Если результаты опытной работы соответствуют известному надежному научному факту, то работу можно считать успешной. Но результат опытной работы может и противоречить принятому в теории мнению. В этом случае необходимо тщательно проанализировать ход опытной работы и ее условия, определить причины, повлиявшие на качество результатов.

Изобразительный материал, иллюстрирующий содержание курсовой подбирается или выполняется самим студентом в течение всего периода работы. В тексте работы делается ссылка на конкретную иллюстрацию, поэтому она должна иметь название или номер.

3.2.3Методические рекомендации. Этот раздел отражает педагогический опыт исследователя, его умения разрабатывать занятия и разрабатывать методические рекомендации по их проведению. Методические разработки: тематические планы блоков уроков, планы-конспекты, сценарии уроков или внеклассных мероприятий, представленные в этом разделе, отражают способы и средства решения проблемы, которую исследовал автор курсовой работы.

Иногда эта информация не выделяется в отдельный раздел основной части, а занимает место параграфа в разделе, описывающем опытно-педагогическую работу. В таком случае раздел может быть назван «Методика организации и проведения занятий по….» или «Опытно-педагогическая работа и методика ее ведения».

Методические рекомендации кроме (или вместо) планов конспектов занятий могут содержать:

- информацию по технологии изобразительного материала;

- педагогические рисунки или фотографии, отражающие этапы работы над художественным изделием;

- способы и этапы изготовления дидактических пособий (макетов, моделей, динамических плакатов).

3.2.4 Заключение. В заключении пишутся выводы, отражающие объем проведенной работы в рамках исследования. Если есть затруднения в их формулировке, обратитесь к введению и ответьте на вопрос: достигнута ли цель, решены ли поставленные задачи, соответствуют ли действительные результаты исследования прогнозируемым (предполагаемым).

Здесь же дается собственная оценка работы, аргументировано высказывается мнение о целесообразности проведения аналогичных исследований, о перспективности данного исследования, например, при написании дипломной работы.

3.2.5 Список литературы

Объем и качество используемой литературы показывает, насколько студент владеет основной, необходимой и современной научной и искусствоведческой информацией. По списку литературы можно судить о глубине исследования, о его направлении и даже о точке зрения исследователя на научную работу.

В список литературы включаются такие источники информации по проблеме исследования, как школьные программы, учебники, научные монографии, книги, методические пособия, статьи из научных сборников и журналов, Интернет-ресурсов.

В список литературы рекомендуется занести следующие источники информации:

- работы, содержание которых использовали в ходе разработки научной проблемы и темы исследования, но не цитировали в тексте курсовой работы;

- работу, на которую ссылались во введении или в теоретическом разделе, например, указывая имя автора-исследователя;

- работы, из которых брали конкретный материал для критики, пересказа (со ссылкой на источник) и прямого цитирования (с указанием страницы источника).

Все источники оформляются в соответствии с государственным стандартом и располагаются в алфавитном порядке. В качестве образца можно использовать и список рекомендуемой литературы в данном методическом пособии.

3.2.6 Приложение. Приложение к курсовой работе по методике изобразительного искусства чаще всего представлено материалами, отражающими результаты опытно-педагогической деятельности студента, поиски содержания и формы наглядных пособий и, непосредственно, наглядный материал, выполненный студентов в рамках курсовой работы.

В приложении, которое размещается в конце текстовой части, содержится материал, не вошедший в текст основной части, но подтверждающий апробацию методического материала (фотографии, фиксирующие моменты опытной работы с детьми на уроках и законченные детские работы), раскрывающие объем подготовительной работы (эскизы решения формы дидактического материала). Такое приложение имеет размер не более А4 и сшивается в единый блок с текстовой частью курсовой работы.

Отдельно могут быть представлены иллюстрированные словари терминов и понятий по искусству, наглядные пособия больше формата А4, динамические пособия или объемно-пространственные композиции (куклы-модели в национальном или историческом костюме, глиняные игрушки, макеты архитектурных памятников) и папки с детскими работами. Эти «автономные» приложения должны иметь подпись, содержащую название курсовой работы, имя автора и продуманную форму хранения.

4 Порядок защиты курсовой работы

4.1 Курсовая работа должна быть выполнена к концу семестра и сдана на 16 неделе.

4.2 Контрольные сроки выполнения, сдачи и рейтинговые оценки заданий и умений студентов:

4.3 Допущенные к просмотру (защите) курсовые работы предъявляются комиссии в составе 2-3 преподавателей кафедры.

4.4 Оценка курсовой работы определяется степенью соответствия выполненных заданий требованиям и грамотностью оформления.

5 Рекомендуемая литература

5.1Основная литература

  1. Сурина М.О., Сурин А.А. История образования и цветодидактики. М.-Ростов н/Д.- 2003.
  2. История развития художественного образования (зарубежная и русская школы): Учебно-метод.пособие\Cост. Г.А. Поровская – Великий Новгород: НовГУ, 2005.-52с.
  3. Астраханцева С.В.Методические основы преподавания декоративно-прикладного творчества: Учеб.-метод.пособие: Для вузов. - Ростов н/Д : Феникс, 2006.
  4. Изобразительное искусство,1-4, 5-9 классы: Программы общеобразоват. учреждений / Минобрнауки РФ. - М.: Просвещение, 2011-2012гг.
  5. Шпикалова Т.Я. Изобразительное искусство, 5 класс:Учеб. для общеобразов.  учреждений / Под ред. Т.Я.Шпикаловой. - М. : Просвещение, 2012
  6. Шпикалова Т.Я. Изобразительное искусство,5 класс: Метод.пособие. - М. : Просвещение, 2012.
  7. Изобразительное искусство,6 класс: Учеб. для общеобр. учреждений / Под ред.Т.Я.Шпикаловой. - М.: Просвещение, 2013
  8. Изобразительное искусство,7 класс: Учеб. для общеобразоват. учреждений / Под ред. Т.Я.Шпикаловой. - М.:Просвещение, 2013
  9. Изобразительное искусство,8 класс: Учеб. для общеобразоват. учреждений / Под ред. Т.Я.Шпикаловой. - М.:Просвещение, 2012
  10. Горяева Н.А.Изобразительное искусство. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека, 5 класс: Метод.пособие / Под ред. Б.М.Неменского.  - 2-е изд. - М.: Просвещение, 2007. 2009
  11. Кошаев В. Б. Декоративно-прикладное искусство: Понятия. Этапы развития:учеб. пособие для вузов / В. Б. Кошаев. - М.: Владос, 2010
  12.   Неменская Л.А.Изобразительное искусство. Искусство в жизни человека, 6 класс : Учеб.для общеобразоват.учреждений/Под ред.Б.М.Неменского. - 2-е изд. - М. : Просвещение, 2009

5.1.2.Дополнительная литература

  1. Мелик-Пашаев А.А., Новлянская З.Н. Художник в каждом ребенке. Цели и методы художественного образования.- М., 2008.
  2. Пьянкова Н.И. Изобразительное искусство в современной школе. М., Просвещение. 2006.
  3. Ростовцев Н.Н. Очерки по истории методов преподавания рисования: Учеб.пособие. – М.: Изобразительное искусство, 1983. – 282 с.
  4. Ростовцев Н.Н. История методов обучения рисованию.: Учеб.пособие. – М.: Просвещение, 1982
  5. Ростовцев Н.Н Методика преподавания изобразительного искусства в школе: Учеб.пособие для студентов ХГФ. – 3-е изд., доп. и перераб. – М.: АГАР, 1998. – 256 с.
  6. Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе: Учеб.пособие дл студ. педвузов. – М.: Академия, 1999
  7. Сокольникова Н.М. Методика преподавания изобразительного искусства:5-е изд., перераб. и доп. – Изд.центр «Академия», 2012.
  8. Агеева И.Д. Занимательные материалы по изобразительному искусству. Метод.пособие.- Творч.центр, М., 2006.
  9. Бадян В.Е.,. Денисенко В.И. Основы композиции: Учебное пособие для вузов. - М.: Академический проект; Трикста, 2011.
  10. Бирич И.А., Ломоносова М.Т. Основы художественной культуры. Изобразительное искусство и архитектура. Тестовые задания для оценки развития творческих и художественных способностей школьников и абитуриентов вузов. Кн.1.2 – М.: Владос, 1999. – 262 с.
  11. Возвращение к истокам: Народное искусство и детское творчество. /Под ред. Т.Я.Шпикаловой и Г.А.Поровской. – М.: Гум.-изд.центр “ВЛАДОС”., 2000
  12. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте.–М., 1990
  13. Зеленина Е.Л. Играем, познаем, рисуем: Книга для учителей и родителей. – М., Просвещение,1996.
  14. Игнатьев Е.И. Психология изобразительной деятельности  детей. М.,1986
  15. Колякина В.И.Методика организации уроков коллективного творчества. М., ВЛАДОС. 2002.
  16. Кузин В.С. Психология: Учебник. – 3 изд., доп. и перераб. – М.: АГАР, 1997. – 304 с.
  17. Полуянов Ю. Диагностика общего и художественного развития детей по их рисункам- М., 2000 – 160 с.
  18. Н.М. Сокольникова. Рисунок. Живопись. Композиция. Словарь. 1-8 класс. М., 1999.
  19. Терентьев А.Е. Изображение животных и птиц средствами рисунка и живописи. М., 1980.
  20. Школа изобразительного искусства. 3-е изд. испр. и доп. М., 1995

35    Шорохов Е.В. Основы композиции. М. 1986.

Приложение А

Пример оформления титульного листа курсовой работы

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого»

Институт непрерывного педагогического образования

Кафедра изобразительных искусств и методики преподавания

Методика работы над спортивной композицией

на уроках изобразительного искусства

Курсовая работа по теории и методике обучения изобразительному искусству

специальность  050602.65 - «Изобразительное искусство»

Руководитель

(Подпись)Г.А.Поровская

«20» мая 2011 г.

Студент группы1391

(Подпись)Л.С.Чугунова

«15» мая 2011 г.

                                                  Великий Новгород

                                                             2011

Приложение Б

Пример содержания курсовой работы

Содержание

Введение. Актуальность темы

Глава 1. Истоки спортивной тематики в изобразительном искусстве.

  1. Олимпийские игры в искусстве Древней Греции.
  2. Спортивная тематика в советском искусстве.
  3. Спортивная тема в творчестве А.А.Дейнеки.

Глава 2. Методика работы над спортивной композицией на уроках изобразительного искусства в школе.

2.1 Правила, приемы и средства композиции.

2.2 Методика преподавания сюжетной композиции в школе. Анализ учебно-методического материала по изобразительному искусству.

2.3 Роль набросков и зарисовок в работе над тематической композицией.

Способы выполнения набросков и зарисовок.

Глава 3. Экспериментальная работа с учащимися.

3.1 Анализ программ по изобразительному искусству.

3.2 Разработка цикла уроков «Спортивное будущее Новгорода»:

3.2.1 Констатирующий этап

3.2.2 Формирующий этап

3.2.3 Итоговый этап

Заключение.

Литература.

Приложение 1 Репродукции картин на спортивную тему А.А.Дейнеки и других художников.

Приложение 2 Примеры росписи древнегреческих ваз на тему Олимпийских  Игр.

Приложение 3 Эскизы наглядных пособий по композиции  на спортивную тему.

Приложение 4 Примеры выполнения набросков в разных техниках.

Приложение 5 Фотографии детских работ.