Материалы для студентов→ Курсовая работа /

Педагогические особенности формирования и развития коллектива творческого любительского коллектива

Скачать файл
Добавил: fafnir
Размер: 61.79 KB
Добавлен: 30.04.2015
Просмотров: 7247
Закачек: 29
Формат: docx

Министерство культуры Республики Тыва

ГОУ СПО «Кызылский Колледж Искусств имени А.Б. Чыргал-оола»

Курсовая работа

Тема: Педагогические особенности формирования и развития коллектива 

творческого любительского коллектива

Студента IV курса Чаяна Григорьевича Монгуш

отделения «СКД и НХТ» 

специализации «Хореографическое творчество»

Проверила: Р.М. Булугун

Кызыл – 2011 г.

1


СОДЕРЖАНИЕ

Введение…………………………………………………………………………..3

Глава 1. Художественная самодеятельность и ее развитие

1.1. 

Понятие   художественной   самодеятельности   их   виды   и 

жанры..................................................................................................................4

1.2. Развитие художественной деятельности 60-80-х годов………………….5 

1.3. Педагогические особенности творческого коллектива…………………..6

     Глава 2.  Самодеятельность как социально-педагогическое явление

2.1. Специфика самодеятельного объединения,  как педагогической 

системы……………………………………………………………………………7

2.2. Формы и методы воспитательной работы в творческом коллективе…....19

2.3. Становление и развитие любительского коллектива «Депо»…………....23

Заключение............................................................................................................ 29 

Список литературы...............................................................................................33

Приложение.

    

2


Введение

                     Я  выбрал  тему  курсовой  работы  -   «Педагогические 

особенности   и   формирования   и   развития   коллектива 

творческого любительского объединения», потому что эта тема 

непосредственно   касается   профессиональной   деятельности 

клубного работника. Ведь мы, клубники, работаем с участниками 

художественной самодеятельности, организуя их деятельность.

          Работая над этой темой, я поставил перед собой цель сделать 

анализ   развития   художественной   самодеятельности   и   их   форм   и 

методов воспитательной работы в творческом коллективе.

          Для этого мне предстоит решить задачи:

Дать определение художественной самодеятельности и выяснить 

хореографическую   самодеятельность   как   вид   и   жанр 

художественной деятельности в России;

Выяснить развитие художественной деятельности в России;

Выяснить   значение   Самодеятельности   как   социально-

педагогического явления;

Выяснить   формы   и   методы   воспитательной   работы   в 

творческом коллективе;

Выяснить развитие любительского коллектива Тувы.

     Глава 1. Художественная самодеятельность и ее развитие

1.1.

Понятие художественной самодеятельности их виды и жанры

3


                  Художественная   самодеятельность   уходит   своими   корнями   в 

традиционное народное творчество.

                  Народное   творчество   -   это   художественное   народное   искусство, 

фольклор,   художественная   творческая   деятельность   народа.   В   народном 

творчестве   воплощены   воззрения,   идеалы   и   стремления   народа,   его 

поэтическая фантазия, богатейший мир мыслей, чувств, переживаний, мечты 

о   справедливости   и   счастье.   Оно   явилось   исторической   основой   всей 

мировой художественной культуры.

                  Художественная  самодеятельность  -  это  одна   из  форм  народного 

творчества. Она включает в себя     создание и исполнение художественных 

произведений   силами   любителей,   выступающих   коллективно   (кружки, 

студии,   народные   театры)   или   в   одиночку   (певцы,   чтецы,   музыканты, 

танцоры,   акробаты   и   др.).  Различные   виды   и   жанры   художественной 

самодеятельности   развивались   неравномерно.   Несколько   сокращается 

хоровая,   театральная   и   отчасти   хореографическая   самодеятельность. 

Одновременно   наблюдается   рост   вокально-инструментальных   ансамблей, 

кино- и фотообъединений, агитационно-художественных бригад, коллективов 

изобразительного и декоративно-прикладного искусства. 

        Вместе с тем, только в государственных учреждениях культуры страны 

насчитывается   в   настоящее   время   50   тыс.   любительских   объединений   и 

клубов   по   интересам,   из   которых   16   тыс.   –   художественной 

искусствоведческой направленности.

Самодеятельная   хореография   –   один   из   ведущих   видов 

самодеятельного искусства, занимавший в РСФСР по количеству коллективов 

и   участников   третье   место.   Примерно   в   одинаковой   степени   она 

распространена,   как   и   в   городе,   так   и   в   сельской   местности.   Процесс 

4


развития хореографической самодеятельности сопровождается появлением в 

стране   десятков   народных   театров   балета,   ставящих   спектакли   различных 

жанров. 

Развиваются   фольклорные   танцевальные   группы,   ансамбли 

классического танца. 

Одной   из   перспективных   форм   развития   хореографической 

самодеятельности являются школы и клубы любителей бального танца. Такие 

клубы могут иметь сложную структуру, включающую ряд творческих секций 

(исполнительскую, искусствоведческую, кино-фото группу), а также секции 

по организации массовых мероприятий (вечера отдыха и танцев, концертов и 

т.д.).

1.2.

Развитие художественной самодеятельности 60-80-х годов

      Художественная самодеятельность СССР 60-80-х годов

Художественная   самодеятельность   -   непрофессиональное 

художественное   творчество   народных   масс   в   области   изобразительного   и 

декоративно-прикладного, музыкального, театрального, хореографического и 

циркового искусств, киноискусства, фотографии и др. 

В   дореволюционной   России   любители   искусства   объединялись   в 

кружки   и   общества   при   клубах   и   собраниях.   Имелись   и   рабочие   кружки, 

народные   театры,   находившиеся   под   строгим   контролем   властей,   с 

подозрением относившихся ко всякой народной инициативе. Самодеятельные 

коллективы   возникали   при   клубах,   домах   (дворцах)   культуры,   фабриках, 

заводах,   учебных   заведениях,   воинских   частях,   колхозах,   совхозах,   на 

транспорте и т. д.

5


Работу   клубного   самодеятельного   коллектива   непосредственно 

организует   его   руководитель,   осуществляющий   набор   участников, 

планирование   и   проведение   учебно-воспитательной   и   концертно-

исполнительской   деятельности.   Руководитель   обязан   регулярно   проводить 

учебные   занятия   продолжительностью   не   менее   трех   часов.   Органом 

общественного   самоуправления   является   общее   собрание   участников, 

которое избирает совет коллектива. 

Коллективам   художественной   самодеятельности   осуществляющим 

активную   деятельность   по   коммунистическому   воспитанию,   имеющий 

высокий   идейно-художественный   уровень   репертуара   и   исполнительского 

мастерства,   учебно-воспитательной   и   творческой   работы,   может   быть 

присвоено звание «народно самодеятельного коллектива».

Общее руководство осуществляется художественным руководителем.

1.3.

Педагогические особенности творческого коллектива.

В   современной   действительности   огромное   внимание   уделяется 

психологии   и   этике   педагогического   общения.   Сегодня   как   никогда 

такие   проблемы   становятся   актуальны.   Это   связано   с   развитием 

демократического общества в нашей стране, при котором на первый 

план   выходит   человек   как   личность,   человек,   требующий   к   себе 

внимания   и   доброжелательного   отношения.   Такие   отношения   не 

чужды   и   работе   творческого   коллектива,   эффективность   работы 

которого во многом зависит от педагогического такта преподавателя. 

То, насколько правильно руководитель коллектива выберет свой стиль 

работы, зависит успешная деятельность всего коллектива.

  Глава 2. Самодеятельность как социально-педагогическое явление     

  2.1. Специфика самодеятельного объединения как педагогической 

системы

6


Самодеятельность,   как   и   всякая   предметная   деятельность,   имеет 

предметные   результаты:   у   рационализатора   -   его   предложение   по 

реорганизации   производственного   процесса,   у   театрального   коллектива   — 

спектакль, у пропагандиста — доклад и т. д. 

       Очевидность   предметной   результативности   делает   самодеятельные 

организации   похожими   на   аналогичные   производственные,   что   привело   к 

представлениям   о   том,   что   самодеятельными   организациями   нужно   в 

принципе   также   руководить,   как   и   аналогичными   профессиональными. 

Сторонники таких взглядов лишь делают поправку  на некоторые внешние 

особенности   самодеятельности   (отсутствие   специальной   подготовки 

участников, усталость после основной работы и т. д.).

       Самодеятельная   организация   отличается   от   аналогичной 

производственной,   профессиональной   принципиально,   как   качественно 

другая система. Отдельные компоненты в этих системах — производственной 

и самодеятельной — обнаруживают лишь внешнее сходство; внутренние их 

характеристики   оказываются   собственными,   но,   главное,   особенными 

оказываются связи и зависимости между компонентами.

       Схематически   структуру   любой   организации   можно   представить   в 

следующих основных компонентах:

1. Блок организации или управления (включающий цели, задачи, программу, 

руководителей, средства их воздействия на управляемый объект и т. п.).

2. Управляемый объект (материалы, люди, средства реализации целей и задач 

и др.).

3. Собственно деятельность, процесс, взаимодействие (имеющие содержание, 

форму, длительность).

7


4. Собственно результат (результаты).

Блок управления

Управляемый

Процесс

объект

деятельности

Результат:

Как отмечалось выше, при рассмотрении функций самодеятельности, 

она представляет систему преимущественно педагогическую, функционально 

предназначенную для совершенствования личности или группы участников 

самодеятельности.

 Организация творчества в системе задач самодеятельности  

  

       Самодеятельные организации чрезвычайно многообразны. Фактически 

не существует двух коллективов, одинаковых даже в пределах одного жанра 

или вида, например двух одинаковых народных театров. Они различаются 

составом участников, творческими позициями руководителей, обстановкой, в 

которой   им   приходится   действовать,   и   многими   другими   условиями.   Еще 

больше   различаются   самодеятельные   организации   в   зависимости   от   своей 

принадлежности   к   конкретным   видам   деятельности.   Одни   коллективы 

являются   художественно-исполнительскими,   другие   —   художественно-

критическими,   авторскими.   Но   ведь   есть   еще   и   иные   классы 

самодеятельности,   кроме   художественной:   технические,   научные, 

общественно-политические и др.

8


       Совершенно   ясно,   что   вопрос   о   задачах   творческой   работы 

самодеятельных   коллективов   не   может   решаться   путем   выведения   каким-

либо   образом   общих,   унифицированных   задач   для   всех.   Однако   было   бы 

неверным   полагать,   что   многообразие   самодеятельности   дает   право   на 

абсолютный разнобой и полный волюнтаризм руководителей в определении 

задач своей деятельности.

       Задачи каждого коллектива, или объединения, можно представить как 

некую их систему, представляющую несколько взаимосвязанных уровней.

      I.  Самый   верхний,   высший   уровень   задач   представляют   задачи 

коммунистического воспитания человека.           Это наиболее общие задачи, 

стоящие   перед   самодеятельностью   как   педагогической   системой.   Общий 

характер эти задачи носят не только потому, что они определяют существо 

всех советских педагогических систем (школа, ПТУ, вуз и т. д.), но и потому, 

что   они   имеют   характер   задач-целей,   нуждающихся   в   конкретизации, 

переведении   из   стратегического   плана   в   план   тактического   управления 

самодеятельностью. Если задачи самодеятельности других,  характеризуемых 

ниже уровней не обнаруживают связи с более высокими «общими» задачами, 

то   они   ведут   к   появлению   социально   ограниченной,   малорезультативной 

деятельности.

     II.  Второй   уровень   составляют   задачи,   зависящие   от   особенности 

содержания   каждого       класса   самодеятельных   явлений.   Они   различны, 

например, у самодеятельных объединений общественно-политического  или 

технического характера.

Так   как   каждое   из   существующих   в   советской   самодеятельности 

направлений   имеет   еще   и   внутренние   подразделения   (например,   в 

художественной   самодеятельности   есть   исполнительские,   авторские, 

художественно-исследовательские   и   другие   подклассы),   то   этот   второй 

9


уровень задач обусловлен также сочетанием возможностей и характеристик 

вида культуры (политической, художественной, технической и т. д.).

III.   Третий   уровень   задач   связан   с   возможностями   каждого   относительно 

узкого   жанра   или   вида   самодеятельности.   Так,   например,   свои,   причем 

специфичные   именно   для   данного   вида   самодеятельности,   задачи   могут 

решать цирковые коллективы или вокально-инструментальные ансамбли. Эти 

задачи,   определенные   жанровой   природой   конкретного   вида   искусства, 

создают   типичные   для   данного   вида   самодеятельности   педагогические 

ситуации.

IV.   Наконец,   задачи   организации   творческого   процесса   в   самодеятельном 

объединении   должны   решаться   с   учетом   индивидуальных   характеристик 

каждого   субъекта.   У   каждого   свои   мотивы   участия,   свои   условия,   свои 

способности, достоинства и недостатки.

В специальной литературе, посвященной вопросам самодеятельности, 

чаще всего этот вопрос ставится как «учет индивидуальных характеристик». 

Однако   речь   должна   идти   об  индивидуальном   программировании 

деятельности   субъекта,   т.   е.   об   определении   задач,   ориентированных   на 

каждого   участника,   обеспечивающих   оптимальные   условия   раскрытия   его 

способностей.

Конечно,   при   таком   разнообразии   и   взаимосвязанности   педагогическая 

работа   не   может   быть   детально   конкретизирована   в   теории   или   в 

рекомендуемых методиках руководства самодеятельностью.

Мы

 

потому

 

и

 

назвали

 

самодеятельные

 

организации 

самопрограммирующимися,   что   при   общих   функциях   и   целях 

самодеятельности   в   каждом   конкретном   случае   вся   иерархия   задач 

«воздвигается» внутри каждого объединения в зависимости от его условий и 

возможностей идейно-воспитательного и творческого порядка.

10


Конечно,   на   практике   иногда   оказывается,   что   руководитель 

самодеятельного   коллектива   вообще   слабо   осмысливает   собственные 

действия. Какие-то акции (выставка, концерт) представляются самоцелью, не 

мотивированы какими-либо задачами. Но это примеры непрофессиональной 

работы. 

Одним из показателей профессиональной позиции в руководстве 

самодеятельностью является педагогическая мотивация планируемых акций,  

а также педагогическая логика, объединяющая акции в их систему.

Основой   такой   логики   должна   быть   осознанная   взаимосвязь   задач   разных 

уровней.

Важнейшим,   «сквозным»   моментом   системы   задач   самодеятельных 

коллективов   является   организация   творчества,   которое   в   условиях 

самодеятельности   оказывается   не   столько   процессом   производства 

предметных   результатов,   обладающих   признаками   творческих,   сколько 

процессом формирования творческих качеств участников.

Задача   организации   самодеятельности   как   творческого   процесса, 

бесспорно,   принадлежит   к   числу   общих   задач,   а   потому   может 

рассматриваться   как   одно   из   главных   оснований   общей   методики 

организации самодеятельного творчества трудящихся.

             

Сущность творчества. Особенности творчества любителей

       Самодеятельность   как   общественно-историческое   явление 

представляет   собой   сферу   творческой   активности   масс.   Но   в   каждом 

отдельном случае самодеятельные явления оказываются в неодинаковой мере 

явлениями творческими.

11


       Прежде   чем   изучать   особенности   различных   видов   самодеятельного 

творчества   в   рамках   общей   методики   организации   самодеятельности, 

необходимо   рассмотреть   и   наиболее   общие   вопросы   творческой 

деятельности.

       Самым   кратким   образом   творчество   может   быть   определено   как 

деятельность, отличающаяся неповторимостью, оригинальностью, ведущая к 

созданию   нечто   качественно   нового,   что   несет   на   себе   печать   социально 

ценного и уникального.

       Марксистско-ленинская концепция творчества исходит прежде всего из 

необходимости формирования такого человека, который способен не только 

удовлетворительно   существовать   в   имеющихся   условиях,   но   и   творчески 

изменять их во всех планах, преобразуя природу, общественные отношения и 

людей (в том числе и самого себя).

   

Признаки творческой личности — это самостоятельность мышления, 

способность   к   критическому   взгляду   на   предшествующий   опыт   и 

окружающую действительность, к анализу и синтезу. Эти способности А. С. 

Макаренко   назвал   «собственной   ориентировкой».   Невозможно   обеспечить 

человека на всю жизнь рекомендациями, как поступать правильно в той или 

иной   обстановке,   предусмотреть   все   возможные   ситуации,   в   которых   он 

может оказаться.

     

Формирование   советского   человека,   способного   к   самостоятельной 

оценке,   анализу   окружающих   явлений,   людей,   событий   и   политической 

информации,   важно   как   средство,   обеспечивающее   духовное   богатство 

личности,   ее   способность   противостоять   отрицательным   влияниям   и 

враждебной идеологии.

  Еще   один   признак   творческой   личности   —   индивидуальность, 

оригинальность, неповторимость качеств.     Творческая личность, по словам 

12


К.   Маркса,   накладывает   на   мир   печать   своих   собственных   оригинальных 

идей.

       Задача   развития   индивидуального   в   каждом   человеке   с   первых   лет 

Советской   власти   стала   важной   и   социально   значимой.   «Только 

разнообразное   в   своих   отдельных   человеческих   личностях   общество, 

распадающееся   на   ярко   выраженные   индивидуумы,   —   писал   Л.   В. 

Луначарский, — представляет действительно культурное богатое общество. 

Стадная   личность   легко   подчиняется   всякому   бонапартизму,   вождизму. 

Стадный человек не может критически относиться к тому, что предоставляет 

ему жизнь. Мы должны развернуть особенности, дарования, целесообразные 

навыки, которые человек себе выбрал и которые общество ему указало».

       В настоящее время доказано, что в какой бы сфере ни формировались 

такие   качества   личности,   как   самостоятельность,   критичность   мышления, 

способность   к   собственной   ориентировке   и   самореализации,   они 

превращаются в общую установку, обусловливающую творческую позицию 

личности и в других сферах.   Исследования последнего времени показали, 

что   в   период   перехода   от   социализма   к   коммунизму   творчество   в   сфере 

досуга приводит к «превращению свободного времени в особенно важный, 

решающий   фактор   развития   личности,   к   снятию   с   помощью   свободного 

времени   отрицательного   влияния   на   личность   нетворческих   видов   труда. 

Здесь   наиболее   отчетливо   может   быть   прослежено   обратное   воздействие 

свободного времени на труд».

       Однако   не   сама   по   себе   деятельность   в   самодеятельном   коллективе 

приводит   к   формированию   творческой   личности.   Способность   к 

самостоятельности,   реализации   индивидуально   неповторимого   может   и 

подавляться   руководителем.   Это   зависит   от   сознательного   направления 

работы на решение задачи развития творческих способностей и от умения 

руководителя   организовать   деятельность   как   творческий   процесс, 

13


представляющий   возможность   для   индивидуальной   самореализации 

участников.   Руководителю   самодеятельности,   перед   которым   стоят   задачи 

воспитания   творческой   личности,   организации   подлинного   творчества   и 

формирования установки участников на творчество во всех сферах жизни, 

нужно   особенно   четко   представлять   и   осознавать   черты   настоящего 

творчества.

       Один   из   важнейших   признаков   творчества,   как   уже   отмечалось,   — 

новизна или оригинальность (нестандартность) способа деятельности или ее 

результата,   продукта.   В   научной   работе   творчество   проявляется   или   в 

открытии   новых,   ранее   неизвестных   закономерностей   в   мире   природы, 

общества и сознания, или в разработке новых методов (методик, способов, 

приемов)   познания,   исследования   окружающего   мира.   В   области   техники 

творчество — это новая технология получения   уже известных продуктов и 

моделирование   (конструирование)   качественно   новых   предметов,   изделий, 

образцов.   В   художественной   сфере   творчество   —   это   и   создание   новых 

произведений   искусства   или   оригинальная   интерпретация   уже   известных 

произведений.

Специалисты   различают   понятия   «творчество»   и   «мастерство».   Овладение 

всем  лучшим,  совершенным  в  опыте   предшественников  и  коллег,   высокое 

умение   называют   мастерством.   Способность   сделать   шаг   вперед   по 

сравнению   с   опытом   предшественников,   действовать   индивидуально 

неповторимо, новаторски называют творчеством.

       Мастерство   и   творчество   взаимосвязаны.   Чаще   всего   творчество 

возможно на основе мастерства, хотя бывают и исключения. Если мастерство 

—   результат   школы,   тренировки,   опыта,   то   творчество   как   оригинальное, 

неожиданное,   нестандартное   решение   проявляется   не   обязательно   как 

результат «школы».   Творчество детей, художников-примитивистов, научные 

14


открытия энтузиастов-любителей подтверждают, что новаторство возможно и 

не на основе высокого мастерства.

     

Однако следует учитывать, что культура, широкий кругозор, уважение и 

знание работы творцов различных направлений, стилей — важные моменты в 

образовании и воспитании творческой личности.

     

Истинное,   новаторское   творчество,   естественно,   невозможно   без 

отклонения от уже известного, без его преодоления. Однако не любая новизна 

или   отклонение   от   традиционного,   общепризнанного   представляет   собой 

творческий   акт.   Иначе   следовало   бы   считать   творчеством   и   разрушение, 

ошибки в деятельности, приводящие к появлению «качественно нового».

       Кроме новизны и оригинальности, обязательным признаком творчества 

является   общественная   значимость   результата,   прогрессивный   характер 

деятельности,   обогащение   опыта   предшественников.   Эти   признаки 

позволяют   отличить   собственно   творчество   от   пустого   оригинальничания, 

бесполезных   новаций   и   малограмотной   деятельности,   характеризующейся 

лишь   внешней   новизной,   бессодержательным   формотворчеством.   От 

общественной значимости результата, мастерства, а также от неповторимых 

индивидуальных качеств творца зависит уровень творчества.

       Для человечества важна не только деятельность гениев и корифеев, но 

и творчество масс. Культура состоит из творческих вкладов огромного дела 

людей. Каждый шаг вперед, в неизвестное, пусть даже незначительный на 

первый   взгляд,   представляет   большую   ценность   для   совокупного 

человеческого   опыта,   так   как   трудно   предвидеть,   к   каким   последующим 

достижениям он открывает путь.

       В принципе между творчеством профессионалов и любителей нельзя 

провести   резкой   границы.   Деятельность   человека   или   коллектива, 

обладающая   признаками   новизны,   оригинальности   и   общественной 

15


значимости,   представляющая   интерес   для   окружающих,   объективно 

оказывается   творчеством   независимо   от   того,   профессиональная   она   или 

любительская.

       История искусств свидетельствует, что многие выдающиеся мастера не 

были профессионалами в строгом смысле слова. И для многих современных 

художников   путь   в   большое   искусство   начинался   с   непрофессиональных, 

любительских   занятий.   Одаренные   люди,   обнаружив   талант   в   какой-либо 

другой   деятельности,   могут   и   не   менять   свою   основную   профессию,   а 

действовать в нескольких сферах творчества.

       Сказанное   позволяет   сделать   вывод,   что   созидающая,   творческая 

способность   доступна   не   только   профессионалам.   Любительская 

деятельность тоже может быть подлинным творчеством.

Бесспорен,   разумеется,   и   тот   факт,   что   любители   значительно   реже 

становятся   выдающимися   мастерами   в   сравнении   с   представителями 

профессионального труда. Да иначе и быть не может.

       Профессиональная деятельность (художественная, научная, техническая) 

осуществляется   людьми,   освоившими   в   процессе   учебы   в   специальных 

учебных заведениях, а затем на протяжении всей своей творческой жизни 

огромный   запас   знаний,   навыков   и   умений.   К   тому   же   существующая 

конкурсная система замещения вакантных должностей, творческие конкурсы, 

присуждение   ученых   степеней   и   почетных   званий   —   все   это   позволяет 

постоянно выявлять талантливейших  среди  одаренных.

       Что   же   касается   любительской   деятельности,   то   принципом   нашей 

политики       в   этой   области       является   общедоступность.   В   большинстве 

самодеятельных   объединений   принимают   всех   желающих   независимо   от 

уровня   одаренности.   Поэтому   здесь   могут   оказаться   весьма   способные 

участники и люди с достаточно скромными способностями.

16


     

Любитель   не   может   уделять   много   времени   учебно-тренировочной 

работе, приносящей мастерство, и это затрудняет достижение значительных 

результатов.   Но   в   деятельности,   где   результат   в   максимальной   степени 

зависит   от   фантазии,   неожиданности   решения,   оригинальности, 

уникальности способностей или опыта, т. е. от качеств, которые в меньшей 

степени зависят от тренинга, участники самодеятельности могут создать по-

настоящему ценное и интересное.

       Вместе   с   тем   ни   для   кого   не   секрет,   какой   известностью   и 

популярностью   в   народе   пользуются   отдельные   участники   и   коллективы 

самодеятельности,   которые   в   своем   мастерстве   не   уступают 

«профессионалам». Не случайно поэтому, что среди любителей есть люди, 

творчество   которых   вызывает   интерес   и   находит   признание,   например,   у 

мастеров профессионального искусства.

       Рассматривая   вопрос   об   особенностях   творчества   любителя,   следует 

обратить   внимание   на   то,   что   деятельность,   не   содержащая   новизны   и 

оригинальности (с объективной точки зрения), для самого любителя может 

иметь характер творчества.

       Для того чтобы в этом лучше разобраться, нужно различать понятия 

творчество  и  творческая  деятельность.  Если в первом случае  имеется в 

виду и процесс, и результат, обладающий признаками, о которых шла речь 

выше,   то   понятие   «творческая   деятельность»   заключает   представление 

только о процессе.

     

Творческая   деятельность   предполагает   постановку   задачи   или 

формирование замысла, не имеющих известных решений и интерпретаций. В 

сущности   всякая   творческая   деятельность,   когда   перебираются   возможные 

варианты,   исследуется   материал,   формируются   решения,   имеет   поисковый 

характер.

17


     

Творческая   по   существу   деятельность   не   обязательно   приводит   к 

выдающемуся творческому результату.   Научная проблема может оказаться 

лишь   частично   решенной,   найденная   конструкция   не   обладать   абсолютно 

совершенными   параметрами,   художественный   образ   недостаточно 

убедительным. Но участие в творческой деятельности не проходит бесследно 

для   личности:   совершенствуются   собственные   качества   человека   как 

творческой личности. Если творческая деятельность не всегда дает внешне 

зримый   результат,   то   она   все   равно   важна   как   творчество   для   себя   и   как 

творчество самого себя.

     

Любительская   деятельность   очень   часто,   не   будучи   с   объективной 

точки   зрения   творчеством   в   полном   смысле   слова,   оказывается   в 

субъективном плане творчеством для себя.

     

То,   что   самодеятельность   не   часто   выдвигает   из   своей   среды 

выдающихся творцов, нисколько не принижает ее общественного значения, 

так   как   организованное   любительство   имеет   иные   цели   по   сравнению   с 

профессиональными   сферами   труда.   Если   цель   профессионального 

творчества   —   обогащение   человеческой   культуры   новыми,   выдающимися 

образцами, то цель самодеятельности — развитие творческих способностей 

широких масс участников любой степени одаренности.

2.2. Формы и методы воспитательной работы в творческом коллективе

            Формы и методы воспитательной работы могут быть различными и 

зависеть от характера и направленности творческой деятельности коллектива.

                      1.     Педагог,   приступая   к   постановочной   работе,   рассказывает 

участникам   об   истории,   на   основе   которой   делается   постановка,   о   быте, 

костюмах, традициях, об образах и характерах, о мотивах их действий и т.д. 

Все это необходимо подготовить для участников на доступном для них языке, 

18


возможно   с   показом   красочных   иллюстраций,   преподнести   материал 

эмоционально, выразительно.

                    2.   Просмотр   специальных   фильмов,   прослушивание   музыки. 

Коллективный просмотр сближает участников и педагога. Появляется общая 

тема   для   разговора,   в   котором   педагог   умно   и   тактично   направляет 

участников в русло правильных рассуждений.

              3.   Воспитывают   и   традиции,   которых   в   коллективе   может   быть 

множество: это и посвящение в хореографы, и переход из младшей группы в 

старшую, и т.д.

            4.   Воспитание   дисциплины   прививает   навыки   организованности   в 

процессе   труда,   воспитывает   активное   отношение   к   нему.   Педагог   на 

занятиях   пробуждает   уважение   к   общему   труду,   воспитывает   способность 

подчинить   личное   общественному.   Сознательная   дисциплина   -   это 

дисциплина внутренней организованности и целеустремленности. Внешняя 

дисциплина создает предпосылки к внутренней самодисциплине. Участники 

становятся собранными, внимание на занятиях обостряется, они быстрее и 

четче выполняют поставленные задачи.

       5.    Постановки номеров на современные темы подталкивают на встречи 

с   интересными   людьми,   к   чтению   современной   литературы,   посещению 

музеев и т.д.

      6.    Полезен совместный просмотр и совместное обсуждение концертных 

программ,   спектаклей   как   профессиональных,   так   и   любительских 

коллективов.

             7.   Проведение анализа концертных выступлений самого коллектива. 

Педагог-руководитель обязан остановиться как на положительных, так и на 

отрицательных   моментах   программы.   Важно   уделить   внимание   каждому 

участнику,  учитывая   его   индивидуальные   особенности   характера.   Вовремя 

19


сказанное   доброе   слово,   проявление   поддержки,   одобрения   во   многом 

помогут раскрыться способностям участников.

        8.   Большую воспитательную работу играют творческие отчеты, обмен 

опытом между коллективами и творческая помощь друг другу.

         9.  Встречи с талантливыми творческими людьми. Их рассказ о своей 

профессии   и   творчестве   имеют   сильное   эмоциональное   воздействие   на 

участников.

             10. Проведение вечеров отдыха с участием участников и родителей 

(Новый год, 8 Марта, 23 февраля и т.д.).

       11.  Воспитательным моментом в коллективе является полная занятость 

участников в репертуаре коллектива. Это является стимулом для занятий, так 

как они знают, что никто из них не останется в стороне.

       12. Большую пользу в художественном воспитании участников принесет 

изучение танцев других народов.

       13.   Постановка хореографических произведений, вошедших в «золотой» 

фонд   хореографии,   оказывает   большое   эстетическое   воздействие   на 

участников.   В   данном   случае   необходимо   помнить   о   возможностях 

исполнителей.   Недопустимо   искажение   замысла   номера,   упрощение 

танцевальной лексики. И если, все-таки, номер поставлен, педагогу нужно 

помнить,   что   он   обязан   указать,   кто   является   автором   постановки   и   кто 

подготовил номер в данном коллективе.

            Подготовка крупной формы хореографического произведения или же 

большой общей программы является одним из хороших методов воспитания 

участников.

          Хореографический коллектив в определенном смысле и в определенных 

условиях   способствует   разрешению   возникающих   проблем   у   участников: 

20


снимает   отрицательные   факторы   (закомплексованность   в   движении,   в 

походке,   поведении   на   дискотеках   и   т.д.);   воспитывает   ответственность 

(необходимая   черта   в   характере   маленького   человека,   так   как 

безответственное отношение одних порой раздражает и расслабляет других); 

убирает   тенденцию   «исключительности»   некоторых   участников   (это 

отрицательно   влияет   на   весь   коллектив);   бережет   ребенка   от   нездорового 

соперничества, злорадства, «звездной болезни», что является важной задачей 

в   воспитании   участников.   Преподаватель   должен   научить   участников 

способности   сопереживать   чужой   беде,   умению   защищать,   возможно, 

вопреки всему коллективу. Выразить свою точку зрения, отстоять ее ребенок 

учится в коллективе. Педагог активно воспитывает в них порядочность, долг 

и честь в человеческих отношениях, независимо от изменений их суждений и 

позиций.

                     Каждый  добросовестный  педагог  направляет  все свои  силы  на 

воспитание участников в коллективе. Замечает все особенности, наблюдает за 

их   творческим   ростом.   Для   них   он   прилагает   все   старания,   не   жалея   ни 

времени,   ни   средств   для   всестороннего   их   развития.   Опытный   педагог, 

любящий   своих   воспитанников,   всегда   найдет   возможность   оказать 

содействие   талантливому   участнику   в   его   дальнейшем   творческом   росте. 

«Ведь   выявление   и   воспитание   молодых   талантов,   передача   им   своих 

навыков и знаний, а затем содействие им в дальнейшем творческом росте и 

есть почетная обязанность педагога-хореографа. И в этом мы, хореографы, 

должны оказывать друг другу посильную помощь»

     Подытоживая вышесказанное, следует отметить, что занятия участников в 

хореографическом   коллективе   являются   прекрасным   средством   их 

воспитания, так как:

21


                   1. Занятия организуют и воспитывают участников, расширяют их 

художественно-эстетический   кругозор,   приучают   к   аккуратности, 

подтянутости, исключают расхлябанность, распущенность.

          2. Занимаясь в коллективе, они развивают в себе особо ценное качество 

- чувство «локтя», чувство ответственности за общее дело.

                   3. Приучают участников четко распределять свое свободное время, 

помогают более организованно продумывать свои планы.

          4. Занятия помогают выявить наиболее одаренных участников, которые 

связывают свою судьбу с профессиональным искусством.

                   5. Они определяют педагогические и организаторские способности 

участников.

                   Воспитание должно проходить так, чтобы ребенок чувствовал себя 

искателем и открывателем знаний. Только при этом условии однообразная, 

утомительная, напряженная работа окрашивается радостными чувствами.

2.3.  Становление и развитие группы современного танца – «ДЕПО»

 

Группа современного танца «Депо» была создана в 2004 году. В состав 

группы входили ребята, которые ранее занимались в других самодеятельных 

танцевальных   коллективах.   Это   «Танслима»   МОУСОШ№2   г.Турана 

художественный   руководитель   Елена   Уйнук-оол   и   «Тайм   аут» 

художественный   руководитель   Донгур-оол   Алена   Викторовна.   Оба 

коллектива постоянно принимали участие в конкурсах современного танца 

«Стартинейджер»   и   были   соперниками.   В   2004   году   из   состава   группы 

Танслима   в   ТывГУ   поступили:   Айлана   Монгуш,   Роза   Монгуш,   Сендажи 

Шончалай,Кара-Кыс   Антонина,   Чингиз   Сюрюн,   Эдик   Кунчуй.   Так   как, 

22


большинство   танцоров   были   в   городе,   было   решено   не   бросать   любимое 

дело,   и   продолжить   занятия   танцами.   Позднее   к   ребятам   присоединились 

бывшие   участники   коллектива   «Тайм   аут».     Многие   из   которых   тоже 

поступили в тот же университет: Ооржак Шенне, Ооржак Шенне Адыговна, 

Онан Чодураа, Чымба Марина, Ая. Руководителем новой группы стала Елена 

Уйнук-оол. Так как большинство ребят училось в университете, было решено 

представлять   Тывинский   государственный   университет.   Хотя   в   самом 

университете о существовании группы никто не знал. 

Помещения   для   занятий   не   было,   приходилось   заниматься   в   фойе 

кинотеатра «Отчугаш». По вечерам ребята поворачивались лицом к окнам, 

которые   отражали   танцующих   и   выступали   в   роли   зеркал.   Пешеходы   с 

интересом   наблюдали   за   репетициями,   многие   заходили   и   интересовались 

происходящим.     Ребята   до   сих   пор   с   теплотой   вспоминают   работников 

кинотеатра,   которые   не   выгоняли   танцоров   на   улицу.   Елена   Сергеевна 

каждый вечер приносила и уносила свой музыкальный центр в кинотеатр. 

Костюмы   для   выступления   шили   сами   по   ночам,   в   общем,   все   на   одном 

энтузиазме. В городском, отборочном туре группа заняла 2 место, уступив 

ансамблю   «Экспрессия».     После   конкурса   поступило   предложение   от 

руководителя   танцевальной   группы   «Азия»,представлявшей   Тывинский 

государственный университет, объединить силы. Так что к республиканскому 

конкурсу современных танцев ребята готовились уже в актовом зале ТывГУ. 

Этот зал и по сей день является одним из репетиционных залов группы. В 

республиканском   конкурсе   группа   современного   танца   «Депо»   заняла   2 

место,   уже   обогнав   ансамбль   «Экспрессия»,   но   уступив   коллективу   из 

Шагонара «Терпсихора».

Почему "Депо?" 

Название группы многих ставит в тупик. Почему «Депо»? Причем тут 

танцы?   На   самом   деле,   название   группы,   целиком   и   полностью   идея   ее, 

23


руководителя Елены Сергеевны Уйнук-оол. Оно пришло из Германии, да, да. 

Так назывался клуб в студенческом немецком городке Тюбинген, в котором 

можно было услышать песни группы – «Linkin  Park», так как в свое время 

Елена Сергеевна увлекалась творчеством группы. Клуб «Депо» располагался 

на   старом   железнодорожном   вокзале.   Никто   уже   не   ездил   по 

железнодорожным путям, не было поездов, но рельсы и здания остались. Уже 

неслышно было паровозных гудков и шума вокзала, но их заменила музыка. 

Никто   не   приезжал   на   перроны,   но   все   равно   здесь   было   шумно   и 

многолюдно. Там танцевали, тусовались, встречались и влюблялись. Когда ей 

было 19 лет, она полюбила это место, там ей было интересно. И когда она 

вернулась домой, хотелось, чтобы частичка «Депо», Германии оставалась с 

ней.   В   начале   ей   очень   хотелось   передать   атмосферу   того   места,   что 

отразилось   на   постановках   и   танцах.   Изначально   танцы   более   отвечали 

названию. Первые танцы были поставлены на песни «In the end» и «Step up». 

Но   со   временем   ребята   взрослели,   репертуар   изменялся,   менялись 

постановки.   Сейчас   можно   увидеть   больше   современных   стилизованных, 

этно-танцев. 

В последствии стиль группы изменялся, так как менялась и она сама. 

Сейчас она уже вкладывает в название нечто иное.   Но название осталось, 

которое до сих пор приводит зрителей в недоумение. Казалось бы, нежный 

танец «Журавли» в исполнении девушек и железнодорожное депо. Но группа 

менять название не собирается. Может и к прежнему стилю вернется, кто 

знает.  

Сегодня для нее «Депо» - это новые приключения, знакомства, новые 

города   и   страны,   новые   фестивали,   конкурсы,   вечное   движение.   Если 

захотеть жизнь на чемоданах, железнодорожной романтики тот, кто болеет 

«фестивальной болезнью», тот ее поймет. Уж они в «Депо» это  и знают.

24


О художественном руководителе группы современного танца – «ДЕПО»:

Уйнук-оол Елена Сергеевна, 24 марта 1980 года рождения, уроженка 

города Турана, имеет высшее образование.

В   2001   году   окончила   Тывинский   Государственный   университет. 

Работает   специалистом   отдела   по   организации   внеучебной   работы   и 

социальным  вопросам  Тывинского  Государственного  университета.  С  2003 

года   является   художественным   руководителем   группы   современного   танца 

«Депо». 

 

 Награды группы современного танца – «ДЕПО»:

2004г  –   Лауреаты   II   степени   городского   конкурса   современных   танцев 

«Стартинейджер   –   2004»;   Лауреаты   II   степени   республиканского   конкурса 

современных танцев «Стартинейджер – 2004»;

2005г  –   Лауреаты   I   степени   городского   конкурса   современных   танцев 

«Стартинейджер   –   2005»;   Лауреаты   II   степени   республиканского   конкурса 

современных   танцев   «Стартинейджер   –   2005»;   Лауреаты   I   степени 

танцевального   направления   в   номинации   «Эстрадный   танец» 

25


республиканского фестиваля студенческого творчества «Студенческая весна в 

Туве – 2005»; участники «Российской студенческой весны в г.Перьми - 2005»; 

2006г  –   Лауреаты   II   степени   республиканского   отборочного   тура 

«Дельфийские игры в Туве - 2006»;

2007г - Лауреаты II степени республиканского конкурса современных танцев 

«Стартинейджер   –   2007»;   участники   фестиваля   студенческого   творчества 

«Студенческая весна в Сибири - 2007» в г.Новосибирске;

2008г  –   Победители   фестиваля   студенческого   творчества   «Студенческая 

весна   в   Туве   –   2008»,   Обладатели   специального   приза   фестиваля 

студенческого творчества «Российская студенческая весна в г.Волгограде»;

2009г – Обладатели специального приза фестиваля студенческого творчества 

«Российская студенческая весна в г.Казани»;

2010г  –   Лауреаты     I   степени   городского   конкурса   современных   танцев 

«Стартинейджер  – 2010»; Победители  фестиваля  студенческого  творчества 

«Студенческая весна в Туве – 2010»; Обладатели Гран-при VIII открытого 

молодежного театрального фестиваля «Белый слон – 2010» в г.Кемерово.

Последние новости группы современного танца – «ДЕПО»:

26


• С 3 по 9 января 2011 года резиденты «Депо» были отправлены в 

г.Новосибирск на Зимние мастер-классы Танцевального отеля.

По словам прибывших, было интересно. Если в прошлом году на мастер-

классы ездили уже опытные танцоры, то в этом году мы отправили студентов 

1го курса. В будущем планируется отправлять на учебу как можно больше 

студентов с разных курсов и с разным уровнем подготовки.;

• 30 декабря 2010 года группа современного танца «Депо» впервые 

участвовала в Новогоднем баттле по Хип-Хопу, который проходил 

в ДНТ на Дне рождения легендарной брейк-группы «Бузут».

К сожалению, в финале конкурса мы проиграли команде из г.Шагонара, но в 

Новый   год   вступили   с   твердым   решением   отыграться   весной.   Ну   что   же, 

вперед и с песней!!!

• С   2   по   5   декабря   2010года   группа   современного   танца   «Депо», 

студенческая театральная студия «Догээ», фольклорный ансамбль 

«Найысылал»   принимали   участие   в  VIII   открытом   молодежном 

театральном   фестивале   «Белый   слон-2010»,   где   получили   Гран-

при фестиваля. Также стали обладателями диплома «За лучшую 

эстрадную программу».

27


                            

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В   дореволюционной   России   любители   искусства   объединялись   в 

кружки   и   общества   при   клубах   и   собраниях.   Имелись   и   рабочие   кружки, 

народные   театры,   находившиеся   под   строгим   контролем   властей,   с 

подозрением относившихся ко всякой народной инициативе. Самодеятельные 

коллективы   возникали   при   клубах,   домах   (дворцах)   культуры,   фабриках, 

заводах,   учебных   заведениях,   воинских   частях,   колхозах,   совхозах,   на 

транспорте и т. д.

Работу   клубного   самодеятельного   коллектива   непосредственно 

организует   его   руководитель,   осуществляющий   набор   участников, 

планирование   и   проведение   учебно-воспитательной   и   концертно-

исполнительской   деятельности.   Руководитель   обязан   регулярно   проводить 

учебные   занятия   продолжительностью   не   менее   трех   часов.   Органом 

общественного   самоуправления   является   общее   собрание   участников, 

которое избирает совет коллектива. 

Коллективам   художественной   самодеятельности   осуществляющим 

активную   деятельность   по   коммунистическому   воспитанию,   имеющий 

28


высокий   идейно-художественный   уровень   репертуара   и   исполнительского 

мастерства,   учебно-воспитательной   и   творческой   работы,   может   быть 

присвоено звание «народно самодеятельного коллектива».

Общее руководство осуществляется художественным руководителем.

Однако не сама по себе деятельность в самодеятельном коллективе приводит 

к   формированию   творческой   личности.   Способность   к   самостоятельности, 

реализации   индивидуально   неповторимого   может   и   подавляться 

руководителем.   Это   зависит   от   сознательного   направления   работы   на 

решение задачи развития творческих способностей и от умения руководителя 

организовать   деятельность   как   творческий   процесс,   представляющий 

возможность   для   индивидуальной   самореализации   участников. 

Руководителю   самодеятельности,   перед   которым   стоят   задачи   воспитания 

творческой личности, организации подлинного творчества и формирования 

установки участников на творчество во всех сферах жизни, нужно особенно 

четко представлять и осознавать черты настоящего творчества.

       Один из важнейших признаков творчества, как уже отмечалось, 

— новизна или оригинальность (нестандартность) способа деятельности или 

ее   результата,   продукта.   В   научной   работе   творчество   проявляется   или   в 

открытии   новых,   ранее   неизвестных   закономерностей   в   мире   природы, 

общества и сознания, или в разработке новых методов (методик, способов, 

приемов) познания, исследования окружающего мира.

            Формы и методы воспитательной работы могут быть различными и 

зависеть от характера и направленности творческой деятельности коллектива.

              Каждый   добросовестный   педагог   направляет   все   свои   силы   на 

воспитание участников в коллективе. Замечает все особенности, наблюдает за 

их   творческим   ростом.   Для   них   он   прилагает   все   старания,   не   жалея   ни 

времени,   ни   средств   для   всестороннего   их   развития.   Опытный   педагог, 

29


любящий   своих   воспитанников,   всегда   найдет   возможность   оказать 

содействие   талантливому   участнику   в   его   дальнейшем   творческом   росте. 

«Ведь   выявление   и   воспитание   молодых   талантов,   передача   им   своих 

навыков и знаний, а затем содействие им в дальнейшем творческом росте и 

есть почетная обязанность педагога-хореографа.

          Видное место в развитии хореографического искусства Тувы занимает 

Вячеслав   Октябрьович   Донгак.   В   1974   г.   он   окончил   Бурятское 

хореографическое   училище,   работал   артистом   ансамбля.   «Саяны».   После 

окончания   в   1983   г.   ГИТИСа,   становится   главным   балетмейстером 

тувинского музыкально-драматического театра им. В. КПк-оола. В 1987 году 

организует   балетную   труппу   при   театре.   В   ее   состав   вошли   выпускники 

Бурятского   хореографического   училища   Экер   Сарыглар,   Жанна   Ходжер   и 

приглашенные   артисты   из   других   городов   России.   Самым   ярким 

классическим балетным номером был «Тувинский вальс». Балетная труппа 

просуществовала недолго.

     Вячеслав Донгак является по сегодняшний день современным флагманом 

тувинской   национальной   хореографии.   Он   автор   многочисленных 

хореографических   произведений.   В   своих   постановках   балетмейстер 

отражает   и   показывает   историю   тувинского   народа,   игровые   моменты   в 

танцах, трудовые и бытовые процессы.

         С появлением в республике различных профессиональных коллективов: 

государственного   ансамбля   песни   и   танца   «Саяны»,   мюзик-холла 

«Ураанхай», детского ансамбля «Эдегей», тувинский танец получил жанровое 

разнообразие.   Современный   тувинский   танец   имеет   примеры   стилизации 

народной   хореографии,   а   также   классические   интерпретации.   На 

сегодняшний   день   в   республике   специалистов   хореографов   готовит 

Кызылский Колледж Искусств.

30


          Исследователи   народного   творчества   подчеркивают,   что   тувинский 

танцевальный   фольклор   всегда   таил   в   себе   огромные   богатства,   которые 

способствовали   дальнейшему   обогащению   тувинских   сценических   танцев. 

Формировалась   танцевальная   культура   тувинского   народа,   оттачивалась, 

усложнялась, совершенствовалась и передавалась из поколения в поколение 

лексика, композиционные рисунки, сюжеты и образы.

В 2004 г. в Туве году отмечали 60-летие «Звенящей нежности», приехали из 

Москвы первая солистка Наталья Дойдаловна Ажикмаа-Рушева, дочери А. В. 

Шатина   Евгения   Венгеровская-Шатина   и   Елена   Шатина. 

Правительственными наградами Республики Тыва были отмечены и первые 

исполнительницы   танца,   для   которых   А.   В.   Шатин   был   и   остался   самым 

первым и самым любимым учителем: Наталья Дойдаловна Ажик-маа-Рушева 

-   медалью   Республики   Тыва   «За   доблестный   труд»,   Фаина   Дубовская   и 

Галина   Севильбаа   (Бады-Сагаан)   -   званием   «Заслуженный   работник 

Республики Тыва». А имя А. В. Шатина внесено в «Золотую книгу» людей 

республики.   Следует   подчеркнуть,   что   в   развитии   профессиональной 

танцевальной   культуры   Тувы   принимали   и   принимают   участие 

представители различных национальностей.

         В данное время в республике нет специалистов, которые занимаются 

систематизацией   и   архивацией   тувинского   хореографического   искусства. 

Поставлены уникальные номера, которые можно записать и выпустить как 

книгу   тувинских   танцев,   которая   в   свое   время   выпустила   С.   Д.   Монгуш. 

Необходима разработка учебной дисциплины «Тувинский танец». Надеются, 

что   найдутся   единомышленники   которые   будут   заниматься   сохранением   и 

развитием   тувинского   хореографического   искусства,   будут   корректно 

использовать   новые   достижения   хореографии   и   относиться   к   тувинскому 

танцевальному   искусству   как   важному   элементу   художественной   культуры 

тувинского народа и общечеловеческой культуры в целом.

31


Список литературы:

1.

Смирнова Е.И. Теория и методика организации самодеятельного 

творчества   трудящихся   в   культурно-просветительных 

учреждениях: Учебное пособие. – М: Просвещение, 1983.

2.

Социально-психологические

 

исследования

 

функций 

художественной   самодеятельности.   Сборник   научных   трудов. 

М.:1983.

3.

WWW.BIBLIOFON.RU/VIEW.ASPX

 

 

4.

WWW.TUVSU.RU/DEPO/INDEX.PHP

 

 

5.

Школа   тувинского   танца   Анатолия   Шатина.   Тувинское   книжное 

издательство-2004

6.

www.centerasia.ru/index.hml.

32