Материалы для студентов→ Курсовая работа /

Фандрайзинг как негосударственная поддержка социокультурной деятельности

Скачать файл
Добавил: fafnir
Размер: 84.28 KB
Добавлен: 29.04.2015
Просмотров: 5941
Закачек: 32
Формат: docx

Министерство культуры Украины

ХАРЬКОВСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ КУЛЬТУРЫ

Факультет культурологии

Кафедра менеджмента социально-культурной деятельности

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине «Менеджмент социокультурной деятельности»

на тему: 

Фандрайзинг как негосударственная поддержка 

социокультурной деятельности

Студентки 3 курса группы 6-р

Направление подготовки 

«Культурология»

Специальность «Менеджмент СКД»

Литвиновой Алины Олеговны

Руководитель:

преподаватель кафедры 

менеджмента СКД

Васильева Е. В.

Национальная шкала

Количество баллов


2

Харьков-2013

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3

Раздел I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФАНДРАЙЗИНГА……….…….6

1.1

Понятие и сущность фандрайзинга……………………….…….…….6

1.2

Цели и задачи фандрайзинга…………………...………………...…..10

Раздел II. РОЛЬ ФАНДРАЙЗИНГА В ПОДДЕРЖКЕ 

СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ  ДЕЯТЕЛЬНОСТИ……………………………….14

          2.1. Необходимость фандрайзинга в социокультурной сфере………....14

2.2. Осуществление фандрайзинга в сфере культуры………………..…18

Раздел  III.  БЛАГОТВОРИТЕЛЬНЫЕ   ФОНДЫ   КАК   ИНСТРУМЕНТ 

ФАНДРАЙЗИНГА…………………………………………………………..….25

3.1. Источники финансирования благотворительных фондов………....25

3.2.   Характеристика   харьковского   благотворительного   фонда 

Александра Фельдмана «АВЭК»…………………………………….…..32

3.3   Предложения   по   усовершенствованию   деятельности   фонда   в 

социокультурной сфере…………………………………………….…….37

ВЫВОДЫ………………………………………………………………………..39

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………….…..41


3

ВВЕДЕНИЕ

Современное   общество   характеризуется   все   большим   проявлением 

интереса   к   социокультурной   сфере,   с   целью   возрождения   культурных 

традиций,   формирования   духовных   идеалов,   сохранения   культурной 

самобытности народа. 

Проблема   поиска   и   привлечения   средств   для   социокультурных 

организаций   является   одной   из   основных,   определяющих   дальнейшее 

существование.   В   настоящее   время   процессы,   происходящие   в   социально-

экономической   сфере   Украины,   актуализируют   проблему   привлечения 

спонсоров к реализации социально-значимых программ и  проектов. 

Организации,   которые   осуществляют   социокультурную   деятельность, 

подвержены   законам   и   принципам   рыночных   отношений,   а   в   условиях 

жесткой   конкуренции   процесс   привлечения   средств   –   фандрайзинга   носит 

основополагающий характер. 

Организация помощи и поддержки социокультурной деятельности, то 

есть   осуществление   фандрайзинга,   способствует   не   только   развитию   и 

конкурентоспособности   отдельных   организаций,   но   и   формирует 


4

нравственно-интеллектуальный   потенциал,   мировоззрение,   нравственные 

принципы, социальные ценности социума в целом.

Теоретическая основа работы. Несмотря на то, что проблема поиска 

средств  для  социокультурной организации или  на реализацию  конкретных 

социальных   проектов   является   одной   из   основных,   ее   нельзя   назвать 

достаточно разработанной. Но, следует отметить, что уровень обработанной 

темы   носит   многоплановый   характер.  Существует   много   разных   изданий, 

статей, научных трудов, но остановимся только на тех, которые больше всего 

касаются данной темы.

Значительный   вклад   в   разработку   теоретических   аспектов 

фандрайзинговой   деятельности   внесли   А.Дымникова,   В.А.Баражев,   М.П. 

Переверзев, А.П.Марков, Г.М.Бирженюк и т.д.

Проанализировать   понятие   «фандрайзинга»   с   разных   сторон   помогли 

работы НА.Михеевой и Л.Н. Галенской, а также А.Дымниковой.

Г.Л.   Тульчинский   и   Т.В.Артемьева   рассматривают   технологии 

эффективного   привлечения   средств   на   реализацию   проектов   и   программ 

сициокультурной   деятельности,   также  особое   внимание   уделяется  анализу 

существующих   возможностей   финансовой   поддержки   социокультурного 

проекта, приводятся практические примеры.

Цель

 работы   –   рассмотреть   процесс   фандрайзинга   как 

негосударственную поддержку социокультурной деятельности. 

Для реализации цели были поставлены следующие задачи:

1.

Раскрыть   и   проанализировать   понятие   фандрайзинга,   его   целей   и 

задач

2.

Определить   роль   фандрайзинга   в   поддержке   социокультурной 

деятельности


5

3.

Выявить при помощи каких средств осуществляется поиск средств в 

благотворительных фондах

4.

Рассмотреть   деятельность   конкретной   благотворительной 

организации, проанализировать ее деятельность и роль в социуме. 

Объектом  является   фандрайзинг,  а  предметом  –   особенности 

использования фандрайзинга при поддержке социокультурных организаций. 

Методологическая основа. В рассмотрении фандрайзинга использован 

метод культурологического анализа, который дал возможность   рассмотреть 

тему   с   культурологической   точки   зрения,   а   также   метод   сравнительного 

анализа   при     помощи   которого   удалось   сравнить   отечественный   и 

зарубежный опыт традиций благотворительной деятельности. 

Основными   методологическими   принципами,   примененными   в 

курсовой работе, послужили принципы системности и объективности. 

Структура работы была обусловлена выбором темы и поставленными 

целями   и   задачами,   имеет   следующий   вид:   состоит   из   введения,   трех 

разделов, семи подразделов, выводов и списка использованной литературы, 

который содержит 47 источников. Основное содержание работы выложено на 

40 стр., дополнено 5 стр. списков использованной литературы.


6

Раздел I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФАНДРАЙЗИНГА

1.1

Понятие и сущность фандрайзинга


7

Проблема   поиска   средств   для   организации   или   же   на   реализацию 

определенных социальных проектов  в настоящее время  является одной из 

основных. Таким образом, вне зависимости от поставленных целей и задач, 

существование   и   функционирование   каждой   организации   зависит   от   того, 

каким образом она будет финансироваться. Финансовая устойчивость – это 

один   из   ключевых   элементов   эффективной   деятельности   некоммерческих 

организаций, а также одна из самых серьезных задач для руководства любого 

предприятия. 

Путь к финансовой устойчивости лежит через трудоемкий и сложный 

процесс   сбора   средств   –   фандрайзинга.   Одни   организаций   предпочитают 

самофинансирование,   которое   дает   большую   независимость   организации, 

другие   выбирают   внешние   источники   финансирования.   В   тоже   время, 

независимо   от   методов   фандрайзинга,   которые   выбирает   для   себя 

организация,   она   должна   понимать,   что   только   грамотно   и   заранее 

разработанная   стратегия   фандрайзинга   может   принести   организации 

финансовую стабильность и дальнейшее развитие.

Для   достижения   своих   целей   и   внедрения,   намеченного   плана 

действий,   любая   организация   нуждается   в   финансовых,   материальных, 

человеческих ресурсах и времени. Более того, для того, чтобы организация 

работала   стабильно   и   надежно,   необходим   стабильный   источник 

финансирования   на   длительный   период   времени.   В   отличие   от 

государственных   учреждений,   которые   финансируются   из   бюджета,   или 

коммерческих   структур,   получающих   прибыль,   неправительственные 

организации  (НПО)  вынуждены  самостоятельно  искать  ресурсы  для   своей 

деятельности. Этот процесс называется «фандрайзинг».

Авторы дают разные определения понятию «фандрайзинг».

Современный   экономический   словарь   обозначает   фандрайзинг   как 

деятельность   по   сбору   средств,   формированию   различных   финансовых, 

денежных   фондов,   в   частности,   для   благотворительных   либо 


8

образовательных целей [27;284]. 

Дымникова   определяет   фандрайзинг   (англ.   Fundraising)   как   процесс 

привлечения   денежных   средств   и   иных   ресурсов   организацией 

(преимущественно некоммерческой) с целью реализации как определённого 

социального   проекта,   так   и   серии   проектов,   объединенных   одной   общей 

идеей или же "вектором движения". Средства могут поступать от частных 

лиц,   коммерческих   организаций,   фондов,   правительственных   организаций 

[11]. 

Михеева   Н.А.   и   Галенская   Л.Н   в   своей   работе   «Менеджмент   в 

социально-культурной сфере» предлагают такое определение: «Фандрайзинг 

– отдельная профессиональная управленческая область по поиску субсидий и 

денежных средств [23;155]. 

Организация   фандрайзинга  предполагает   поиск   потенциальных 

источников финансирования, обоснование потребности в средствах и увязка с 

интересами   финансовых   доноров,   формирование,   поддержание   и   развитие 

связей   с   финансовыми   донорами,   формирование   общественного   мнения   в 

пользу поддержки деятельности организации. 

К   понятиям,   которые   имеют   непосредственное   отношение   к 

фандрайзингу,   относится   благотворительность   в   форме   меценатства   и 

спонсорства. Благотворительность и фандрайзинговая деятельность являются 

схожими понятиями, но следует понимать их отличия. 

Статья 1 Закона Украины «О благотворительности и благотворительных 

организациях» определяет понятие «благотворительность» как добровольное 

бескорыстное   пожертвование   физических   и   юридических   лиц   в   оказании 

получателям   материальной,   финансовой,   организационной   и   иной 

благотворительной   помощи,   а   «благотворительная   деятельность»,   в   свою 

очередь   обозначается   как   бескорыстная   деятельность   благотворительных 

организаций,   не   предусматривающая   получения   доходов   от   этой 


9

деятельности [26].

В   современном   толковом   словаре   благотворительность   определяется 

как оказание материальной помощи нуждающимся как отдельным лицам, так 

и   организациям.   Благотворительность   может   быть   направлена   также   на 

поощрение и развитие каких-либо общественно значимых форм деятельности 

(например, защита окружающей среды, охрана памятников культуры и т.д.) 

[27].

Меценатство   Законом   Украине

 «О   благотворительности   и 

благотворительных   организациях» 

определяется   как   добровольная 

бескорыстная   материальная,   финансовая,   организационная   и   другая 

поддержка физическими лицами приобретателей благотворительной помощи 

[26]. 

Причины, мотивирующие мецената делать пожертвования могут быть 

самыми разнообразными:

просьба о помощи;

собственное стремление помочь;

личная заинтересованность в решении проблемы;

прямая выгода (например, налоговая льгота);

общественный интерес к проблеме;

получение   непрямой   выгоды   или   выгоды   в   будущем   (помогая 

больнице, люди осознают, что сами они или их близкие могут стать 

пациентами);

косвенная выгода (реклама);

хорошая   репутация   организации,   представительный   Совет 

попечителей (известные люди).


10

Также   люди   могут   жертвовать   на   благотворительность   для   личного 

удовольствия;   из   амбиций;   чтобы   приобщиться   к   тому,   что   они   любят; 

выражая желание быть причастными к благородному делу; из религиозных 

побуждений; чувствуя себя обязанными кому-то [21;125]. 

Еще   одно   понятие,   связанное   с   благотворительностью,   –   донорство. 

Донор   –   юридическое   или   физическое   лицо,   оказывающее   материальную, 

финансовую,   организационную   и   иную   благотворительную   помощь 

неприбыльным организациям на добровольной бескорыстной основе. 

Близким к понятию «донорство» является «спонсорство». Согласно ст.1 

ЗУ «О благотворительности и благотворительных организациях» спонсорство 

–   это   добровольная   материальная,   финансовая,   организационная   и   другая 

поддержка   физическими   и   юридическими   лицами   приобретателей 

благотворительной   помощи   с   целью   популяризации   исключительно   своего 

имени (наименования), своего знака для товаров и услуг [26]. 

Взаимосвязь между фандрайзингом и благотворительностью состоит в 

том,  что  благотворительность  – это  бескорыстная  и добровольная  помощь 

нуждающимся,   тогда   как   фандрайзинг   нужно   рассматривать   как   действия, 

направленные на привлечение этой помощи для тех, кто нуждается.

Принципы   благотворительности   (добровольность   и   бескорыстность) 

применимо и к фандрейзингу. Принцип добровольности состоит в том, что 

общественно   значимая   деятельность   осуществляется   по   собственному 

желанию, а не по чьему-то приказу. Принцип бесполезности предусматривает 

привлечение   ресурсов   не   для   собственного   обогащения,   а   для   решения 

общественных   проблем.   Важно   отметить,   что   речь   идет   не   только   о 

привлечении, но и об объединении ресурсов нескольких сторон [34; 3-9].  

Необходимо   так   же   отличать   фандрайзинг   от   поиска   и   привлечения 

инвестиций, хоть эти понятия и имеют ряд общих задач. Так, например, в 

обоих   случаях   предпринимаются   определенные   действия   по   привлечению 


11

интереса   к   проектам   и   программах   с   целью,   что   другие   организации, 

государственные   органы   или   же   физические   лица   вложат   свои   средства   и 

ресурсы в реализацию этих проектов. Но отличие состоит в том, что целью 

инвесторов   будет   извлечение   прибыли,   которую   они   получат   в   результате 

вложения своих средств. А фандрайзинг, в свою очередь, обычно связан с 

поиском средств под некоммерческие проекты, которые в принципе не могут 

принести   прибыль.   В   случае   поддержки   социально   значимых   программ   в 

некоммерческой   сфере,   участники   таких   проектом   могут   получить   лишь 

некоторые   выгоды   политического,   коммуникативного   или   социально-

экономического   характера   (например,   продвижение   позитивного   имиджа 

компании, расширение контактов и т.д.). 

Также стоит отметить, что обычно инвестиции требуются под создание 

основных фондов (оборудования, недвижимости), а в случае фандрайзинга, 

как   правило,   происходит   поиск   оборотных   средств   (заработная   плата   и 

гонорары участника, типографские услуги, аренда помещений и т.п.) [41; 5-

6].

1.2. Цели и задачи фандрайзинга

Можно сказать, что основной задачей некоммерческих организаций в 

социокультурной   сфере   по   осуществлению   фандрайзинга   является 

разработка   и   реализация   различных  фандрайзинговых   стратегий.   К   таким 

стратегиям   относятся   подготовка   проектов   на   донорские   организации, 

социальное партнерство с органами власти, корпоративный фандрайзинг и 

т.д. 

Так   или   иначе,   у   НКО   уже   накоплен   опыт   поиска   финансирования, 

другое дело, что этот опыт не всегда эффективен в современных условиях 


12

рыночной системы.   Но, к сожалению, для многих, особенно начинающих, 

организаций   фандрайзинг   остается   недостаточно   изученной   сферой 

деятельности, что негативно отражается на их развитии [17]. 

Г.Л. Тульчинский выделяет такие задачи фандрайзинга: 

1.

сбор средств:

2.

достижение целей организации и реализация ее программ;

3.

возможность открыто заявить об организации и информировать о ее 

целях;

4.

развитие социального партнерства;

5.

укрепление благополучия общества в целом [38; 20-23]. 

Очень   важно   понимать,   что   в   фандрайзинге   деньги   не   являются 

главным, акцент нужно делать на целях, достижение которых осуществляется 

при   помощи   фандрайзинговой   деятельности.  Также   сбор   средств   нельзя 

рассматривать   отдельно   от   аспектов   работы   организации.   Деятельность   в 

этом направлении является продолжением стратегии и тактики организации.

Фандрайзинг может быть «внутренним» и «внешним». Когда речь идет 

о   внутреннем   фандрайзинге,   тогда   разработкой   и   реализацией   стратегии 

поиска   финансирования   сотрудники   социокультурной   сферы   занимаются 

самостоятельно,   в   случае   внешнего   фандрайзинга   –   привлечение   и   поиск 

средств   осуществляется   посредством   привлечения   профессиональных 

консультантов   по   фандрайзингу.   То   есть   этот   вид   поиска   финансирования 

является одним из направлений консалтинговой деятельности. 

Сбор средств — профессиональное занятие, которому надо учиться, эта 

технология имеет свои тонкости. Это занятие требует полной отдачи сил и 

изучение   практических   способов   применения   технологии   фандрайзинга. 

Специалист, который задействован в сфере культуры, который заинтересован 


13

в карьерном росте и реализации своих умственных возможностей, должен 

иметь в своем «багаже знаний» такую технологию как привлечение и сбор 

денежных средств для реализации социального проекта или программы [6]. 

Так   же   любая   организация   должна   иметь   в   своем   распоряжении 

определенный набор средств, чтобы эффективно привлекать ресурсы. Важно 

понимать также, кто отвечает за всю фандрайзинговую работу, организует и 

координирует   ее.   Данному   специалисту   необходимо   знать   основы 

менеджмента,   пройти   обучение   на курсах   или   тренингах   по   фандрайзингу 

[8;28-29]. 

В соответствии с поставленными задачами фандрайзинговой компании, 

выделяют два вида фандрайзинга.

Первый   вид   фандрейзинга   –   проектный,   когда  задачи   фандрейзинга 

сводятся   к   поступлению   конкретных   средств   под   реализацию   проектов. 

Проектный   фандрейзинг   является   наиболее   удобной   формой   привлечения 

средств,   как   для   самой   организации   культуры,   так   и   для   финансирующей 

стороны.   Это   объясняется   наличием   четко   определенных   целей 

использования   средств,   возможностью   привлечения   значительных 

финансовых   источников   при   низких   расходах   на   фандрейзинг,   а   также 

получением коммерческих выгод от финансирования проекта.

Второй   вид   фандрайзинга   –   оперативный,   который   используется    в 

случае направления привлеченных средств на покрытие текущих расходов. 

Оперативный   фандрейзинг   является   наименее   эффективной   формой 

привлечения средств в организацию культуры, так как поступающие средства 

не имеют целевого назначения и аккумулируются в ее текущем бюджете. Они 

могут   идти   на   выплату   заработной   платы,   покрытие   коммунальных   и 

материальных   расходов,   вследствие   чего   снижается   заинтересованность 

вкладчиков в подобном финансировании [40;25-30]. 

Особенно   следует   подчеркнуть   роль   компьютера   и   сети   итернет, 


14

наличие которых – без преувеличения – можно назвать главным техническим 

условием   осуществления   фандрайзинга.   Только   на   базе   современного 

персонального   компьютера   можно   обеспечить   единое   обеспечение 

следующих   важнейших   разнородных   технологических   условий   и   задач 

фандрайзинга:

-   порождение   и   редактирование   большого   количества   текстов: 

обращений,   переписки,   организационных   документов   и   т.д.   Современные 

цифровые технологии позволяют легко и быстро получать на основе базовых 

макетов всех этих материалов их различные модификации;

-   использование   новейших   информационных   технологий   и   средств 

связи,   таких   как   электронная   почта,   мультимедиа,   которое   предполагает 

наличие хорошей компьютерной базы;

-   современная   полиграфия,   построение   различных   оригинал-макетов 

документов   и   материалов,   с   использованием   различных   шрифтов,   таблиц, 

схем   и   другого   иллюстративного   материала   также   возможны   только   при 

использовании компьютеров;

-   создание   и   ведение   информационных   баз   данных   о   реальных   и 

потенциальных   донорах,   степени   и   эффективности   их   втягивания   в 

благотворительную или спонсорскую деятельность, разумеется, можно вести 

и   вручную   (в   тетрадях,   блокнотах,   на   карточках),   но   и   наглядность,   и 

оперативность   работы   с   ними   возрастают   на   порядки   с   использованием 

компьютерной технологии;

-   учет   и   контроль   хода   сбора   средств,   архивирование   необходимых 

сведений   (особенно   -   в   едином   формате   и   сети   с   бухгалтерией),   анализ 

результативности   и   экономичности   фандрайзинга   -   оперативность   и 

эффективность   этих   операций,   с   очевидностью,   возрастают   при 

использовании персонального компьютера [12;150].


15

Раздел

 I 

I.   РОЛЬ   ФАНДРАЙЗИНГА   В   ПОДДЕРЖКЕ 

СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

          2.1. Необходимость фандрайзинга в социокультурной сфере

Деятельность в социокультурной сфере обладает особой спецификой, а 

в   связи   с   изменениями   в   общественной   жизни   людей,   с   приходом   эпохи 


16

глобализации   и   научно-технического   развития   социума,   нужно   находить 

новые подходы к проблемам развития социокультурной сферы. 

Становление рыночной системы провозглашает свои правила и нормы 

поведения,   которые   нужно   учитывать   в   планировании   и   организации 

деятельности в сфере культуры. Все это поможет таким учреждениям занять 

достойное место в современной жизни общества и «выжить» в конкурентной 

борьбе [16]. 

Культура   в   широком   смысле   является   «способом   бытия   человека   в 

качестве социального существа, некоторой системой хранения и трансляции 

внегенетически наследуемого социального опыта». В этом плане культура – 

это   материальная   и   духовная   сфера,   которая   способствует   развитию   и 

формированию личности и общества в целом. 

В узком же смысле, сфера культуры представляет собой   конкретную 

профессиональную   деятельность,   которая   реализуется   специальными 

организациями   и   учреждениями.   А   это   значит,   что   между   социально-

экономическим развитием и сферой культуры существует выраженная связь, 

а социокультурная деятельность является фактором и необходимым условием 

социально-экономического   развития,   «нравственным   стержнем   личности   и 

общества» [41;8-13]. 

Наличие различных форм собственности и, как следствие, различных 

субъектов   социально-культурной   деятельности,   появление   огромного 

многообразия коммерческих организаций делают необходимым поиск новых 

механизмов   привлечения   финансовых   средств   к   реализации   социально-

культурных   проектов   и   программ.   Все   это   обеспечивает   объединение 

финансовых   средств,   трудовых,   материальных   и   других   ресурсов 

потенциальных   партнеров   в   лице   государственных   и   общественных 

организаций,   частных   предприятий,   фирм   и   кооперативов,   создание 


17

совместных   социально-культурных   или   культурно-досуговых   предприятий, 

центров, учреждений [13]. 

Организации   сферы   культуры   являются   составной   частью 

национальной   экономики,   выступающие   в   форме   некоммерческих 

организаций,   финансирование   которых   возложено   на   общественные 

институты,   так   как   у   НКО   не   может   быть   прибыли.   Но   специфика 

функционирования социокультурной отрасли в рыночной среде заключается 

в   том,   что   экономические   модели   рыночной   экономики,   способные 

эффективно   работать   в   сфере   материального   производства,   в   чистом   виде 

непригодны для духовного производства, на котором специализируется сфера 

культуры.   Поэтому   нужно   искать   отличительные   способы   поиска   и 

привлечения  средств.  Таким  способом  для  организаций  в  сфере  культуры, 

НКО в частности, является фандрайзинг. 

Социокультурные организации не могут развиваться  исключительно за 

счет бюджетных средств, но и только на коммерческой основе они не могут 

существовать.   Сфера   культуры   должна   развиваться   путем   привлечения 

средств и ресурсов из других отраслей, при участии самых разнообразных 

общественных  институтов.  Ведь  если  раньше,  в  начале   девяностых   годов, 

организации находились на полном государственном обеспечении, то сейчас 

финансирования  со стороны  государства  не  может хватить  на развитие.  В 

связи   с   этим   актуальной   проблемой   становится   поиск   альтернативных 

источников финансирования, фандрайзинг.

Отличительной   особенностью   фандрайзинга   вообще,   а   в   сфере 

культуры,   в   частности,   является   то,   что   средства   привлекаются   под 

некоммерческие   проекты,   которыми   призваны   заниматься   различные   виды 

некоммерческих организаций. Вопрос извлечения прибыли для них отходит 

на   второй   план.   И   основной   целью   является   не   формирование   основных 

фондов, а обеспечение деятельности. И, прежде всего, деятельности в сфере 

культуры [16]. 


18

Организации   в   социокультурной   сфере   могут   быть   разделены   на 

коммерческие и некоммерческие. 

Коммерческая   организация   социально-культурной   сферы   – 

юридическое лицо, преследующее извлечение прибыли в качестве основной 

цели   своей   деятельности   на   поприще   культуры.   Участники   коммерческих 

организаций   имеют   возможность   принимать   непосредственное   участие   в 

распределении   прибыли   (казино,   ночные   клубы,   развлекательные   центры, 

центры видеопроката, кинотеатры и т.д.) [23;48]. 

Некоммерческая организация социально-культурной сферы (НКО) – это 

юридическое лицо, для которой извлечения прибыли не является основной 

целью   деятельности   (школы,   вузы,   библиотеки,   клубы,   театры,   СМИ, 

информационные   центры,   пенсионные   фонды,   адвокатские   коллегии, 

ассоциации, медицинские и научные учреждения, общественные организации 

и т.д [23;18-19]. 

Фандрайзинг   преимущество   используется   некоммерческими 

организациями   и   является   видом   деловых   коммуникаций   между   НКО   и 

потенциальными   участниками   фандрайзинга   –   донорами:   спонсорами, 

благотворителями, коммерческим бизнесом и административными органами, 

которые контролируют государственный бюджет [41; 14].

Социокультурные   организации   отличаются   высоким   разнообразием 

возможных   источников   финансирования.   Некоммерческие   цели 

хозяйствования   требуют   от   них   разработки   и   реализации   собственных 

доходных   направлений   деятельности,   а   также   привлечения   внешних 

источников финансирования. 

Источники   финансирования   учереждений   в   сфере   культуры   можно 

разделить на три группы:

1.

собственные;

2.

привлеченные;


19

3.

государственные [13]. 

Полномасштабная   и   эффективная   реализация   потенциала   сферы 

культуры в большой степени зависит от ее способности к самореализации, от 

способности   оказывать   влияние   на   общественное   мнение,   доносить   до 

социума   свои   настоящие   возможности   и   позиционировать   свой 

профессионализм   на   региональном   и   государственном   уровнях.   Все   это 

обуславливает  возможность  эффективных  контактов,  развития  социального 

партнерства, а значит, и успешного фандрайзинга [38;13]. 

Основные особенности фандрайзинга в социокультурной сфере:

в   качестве   основного   источника   финансирования   организаций 

сферы   культуры   выступают   привлеченные   средства   (до   90   % 

финансовых фондов организации), которыми являются пожертвования 

и спонсорская помощь;

фандрайзинг,   как   правило,   является   обоюдовыгодной 

деятельностью, как для спонсора, так и для самой организации;

осуществляется в форме денежных средств и иных материальных 

ресурсов;

главным в фандрайзинге социокультурных организаций являются 

не   материальные   ресурсы,   а   цели,   достижение   которых   требует 

поддержки;

Таким образом, фандрайзинг для социокультурных организаций играет 

важнейшую, системообразующих, ролей, представляя собой деятельность по 

определению   и   поиску   основных   потенциальны   каналов   поступления 

финансовых   ресурсов.   Необходимость   фандрайзинга   в   данном   случае 

является одним из главных вопросов нормального функционирования данной 

организации [24; 88].


20

2.2. Осуществление фандрайзинга в сфере культуры

Проблема   поиска   и   привлечения   средств   для   социокультурных 

организаций или на реализацию конкретных программ и проектов в наше 

время является одной из основных. Более того, она определяет дальнейшее 

существование организации

Сложная политическая и социально-экономическая ситуация в стране 

не позволяет государству выполнять возложенные на себя обязательства, что 

заставляет   обратить   особое   внимание   на   поиск   альтернативных   вариантов 

финансирования этой сферы. 

Аккумулирование   дополнительных   финансовых   средств   на   развитие 

социокультурной сферы должно быть важным направлением в работе любого 

учреждения   культуры.  Стремление   получить   дополнительные   деньги   от 

спонсоров   –   это   не   основная   деятельность   учреждений   культуры,   это   – 

средство работать лучше, здесь деньги не являются самоцелью и смыслом 

жизни, как принято считать сегодня в обществе, они лишь дают хороший 

дополнительный импульс развитию культуры [13]. 

Проблема   нехватки   средств   для   некоммерческих   организаций 

характерна для множества стран, в том числе, развитых и развивающихся, к 

числу   которых   принадлежит   и   Украина.   Но   все   же   главная   проблема 

заключается   не   в   отсутствии   денег,   а   в   способах   получения   статуса 

социально-привлекательной организации;  денежные средства должны быть 

привлечены   с   определенной   продуманной   целью.   Тем   более   остро   эта 

проблема стоит в современной Украине. И основная задача для руководства 

организации   в   данном   случае   заключается   в   способности   правильно 

организовывать и привлекать финансовые потоки [4; 25]. 

Проблемы   учреждений   культуры   состоят   не   столько   в   отсутствии 


21

возможностей   получить   спонсорские   деньги,   сколько   в   неумении 

использовать   эти   возможности,   отсутствии   практического   опыта 

фандрейзинга [16]. 

Организация   фандрайзинга  предполагает   поиск   потенциальных 

источников финансирования, обоснование потребности в средствах и увязка с 

интересами   финансовых   доноров,   формирование,   поддержание   и   развитие 

связей   с   финансовыми   донорами,   формирование   общественного   мнения   в 

пользу поддержки деятельности организации [20; 6].

Главным   условием,   обеспечивающим   успех   фандрейзинга   является 

привлекательность проекта, программы или учреждения культуры в целом. 

Прежде   чем   заниматься   фандрейзингом,   имеет   смысл   задаться   вопросом: 

"Кто и почему должен давать вам деньги?". Организация культуры не должна 

позиционировать   себя   как   несостоятельный   субъект,   способный   только   на 

просьбы   о   помощи.   Особенность   некоммерческой   деятельности   в   данном 

случае   заключается   в   том,   что   денежные   средства   могут   зарабатываться, 

однако, не используя при этом коммерцию в качестве основного направления, 

и в то же время исключается случайность возможных заработков [40]. В этой 

связи на первый план выходит привлекательность конкретного субъекта для 

потенциального   спонсора.   Но   за   счет   чего   проект   или   фирма   могут   быть 

привлекательны?   Условиями   привлекательности   могут   выступать 

следующие:

- рекламная, коммерческая или имиджевая привлекательность для нужд 

рекламы, PR донора;

- престижность, подтверждение или продвижение социального статуса 

донора [29; 28]. 

Сфера   культуры обладает   исключительными   возможностями 

сотрудничество   с   деловым   миром.   Поддержка   изобразительного   и 

музыкального   искусства,   литературы,   кино,   театров,   музеев,   библиотек 


22

привлекает   современный   бизнес   не   только   возможностями   рекламы   и 

формирования   репутации   фирмы   через   эту   сферу,   дающую  максимальный 

"выход на общество" и, с очевидностью, социально значимую. Это и средство 

прорыва   на   международные,   зарубежные   рынки   в   образе   не   простого 

конкурента (а значит - нежелательного субъекта хозяйствования, "чужака"), а 

сторонника   сотрудничества,   интересующегося   культурой   данной   страны, 

знакомящего   ее   граждан   со   своей   культурой,   т.е.   поддерживающего 

естественные человеческие ценности и творчество [40].

Наличие различных форм собственности и, как следствие, различных 

субъектов   социально-культурной   деятельности,   появление   огромного 

многообразия   коммерческих   организаций   делают   необходимым   и 

возможным,   с   одной   стороны,   утверждение   принципа   договорно-заказных 

отношений   между   субъектами,   а   с   другой   –   поиск   новых   механизмов 

привлечения   финансовых   средств   к   реализации   социально-культурных 

проектов   и   программ.   Все   это   обеспечивает   объединение   финансовых 

средств,   трудовых,   материальных   и   других   ресурсов   потенциальных 

партнеров   в  лице   государственных   и   общественных   организаций,   частных 

предприятий,   фирм   и   кооперативов,   создание   совместных   социально-

культурных или культурно-досуговых предприятий, центров, учреждений.

Исторически сложилось так,  что во всем мире политика, экономика, 

коммерция не могут полноценно и эффективно действовать и развиваться без 

сотрудничества со сферой культуры. Сотрудничество культуры и бизнеса – 

это конкретные дела, нередко выходящие за рамки основной деятельности 

промышленных и коммерческих фирм. Причем финансовая поддержка ими 

культурных учреждений или проектов – не всегда лишь чистый альтруизм. 

Очень   часто   такая   деятельность   удовлетворяет   взаимные   интересы,   в   том 

числе и интересы фирмы, связанные с перспективами ее развития.

Сотрудничество   бизнеса   и   социально-культурной   сферы   богато 

разнообразными   формами.   Основные   виды   сотрудничества   культуры   и 


23

бизнеса   –   это   благотворительность   (безвозмездная   передача   средств), 

патронат (долговременное покровительство) и спонсорство [13].

Фандрайзинг   программы,   проекта   или   учреждения   культуры 

неотделимы   от   их   полномасштабных   Public   Relations,   формирования   и 

продвижения их привлекательного имиджа. Это включает в себя не только 

разработку фирменного стиля, информационного, оформительского дизайна, 

интерьера, но, самое главное - формирование корпоративной культуры, стиля 

поведения персонала, включая технический персонал (билетеры, охранники, 

уборщицы и т.д.). Иногда "мелочь" в их поведении, в состоянии помещений 

способны свести на нет все усилия. Организация должна предстать в глазах 

общественности   гостеприимной,   надежной,   ответственной,   престижной, 

сопричастной властям и сильным мира организацией. В этом плане сфера 

культуры,   пожалуй,   обладает   чрезвычайно   выгодными   возможностями:   от 

занимаемых зданий до видов и жанров своей работы [4; 101]. 

Занимаясь формированием и продвижением привлекательного имиджа 

организации   или   проекта   следует   помнить,   что   некоего   универсального 

имиджа   "вообще"   не   существует.   Имидж   всегда   формируется   в   чьих-то 

глазах,   в   чьем-то   сознании   и   зависит   от   ожиданий   конкретных   людей   и 

социальных   групп.   Потребители   ждут   качественных   и   доступных   услуг. 

Партнеры   –   ответственности   и   стабильных   отношений.   Журналисты   – 

интересных новостей, способствующих росту тиражей и рейтингов их СМИ, 

формированию   их   собственного   имиджа   хорошо   информированных 

журналистов.   Властям   необходимы   законопослушность   и   поддержка   в   их 

делах и заботах. Инвесторам и донорам – уверенность в профессиональном 

менеджменте   и   возврате   вложенных   средств   в   виде   прибылей   или   росте 

собственной привлекательности [11; 92].

Немаловажным обстоятельством является сам стиль поведения, чувство 

собственно   достоинства.   Поэтому   главное   –   профессиональное 

самоопределение:   отношение   к   себе,   своему   делу.   Фандрайзер   не   просит 


24

денег   на   культуру,   а   предлагает   взаимовыгодное   сотрудничество   и   готов 

разъяснить   потенциальному   донору   –   в   чем   он   видит   эту   общность 

интересов, включая и возможные выгоды самого донора [4].

Поиск   и   привлечение   средств   для   организаций   в   сфере   культуры 

должен   быть   систематизирован   и   разделен   на   определенные   этапы   для 

эффективной фандрайзинговой деятельности.

1

этап.  В начале нужно выделить круг коммерческих организаций, с 

которыми   возможно   иметь   какие-либо   отношения.   Также   нужно 

собрать   информацию   о   каждом   предполагаемом   вкладчике,   о 

деятельности организации.

2

этап. Самой ответственной частью работы по привлечению средств 

является ходатайство о вкладах. Чтобы процесс ходатайства оказался 

успешным, необходимо спланировать и эффективно реализовать все 

его   этапы.   Таких   этапов   три:   телефонный   звонок,   пакет 

предложений   (содержит   письмо-запрос   и   сопутствующие 

материалы) и личная встреча.

3

этап.   Ежедневная   работа   с   вкладчиками   –   неотъемлемая   часть 

фандрейзинговой   кампании.   Ведь   для   того,   чтобы   взнос   были   не 

разовыми и сотрудничество между социокультурной организацией и 

донорами   продолжалось   ,   нужно   постоянно   уделять   внимание 

вкладчикам.

Для   этого   необходимо   помнить   о   своих   благодетелях,   постоянно 

посылать   им   письма,   сообщающие   о   новых   программах,   приглашения   на 

выставки, презентации, премьеры, специальные мероприятия, заботиться об 

их   преимущественном   обслуживании,   оказывать   им   всяческие   знаки 

внимания. Все вкладчики обязательно должны быть включены в постоянный 

список почтовых отправлений, им регулярно следует посылать информацию 

о деятельности организации, программах, премьерах, выставках и т. д.


25

Дополнением   могут   служить   такие   льготы,   как   именное   место   в 

зрительном   зале,   своя   ложа   на   спектакле,   вечера   и   встречи   с   актерами. 

Важно, чтобы общение с вкладчиком не ограничивалось просьбой о деньгах. 

Выразить признательность можно разными способами: от поздравительных 

открыток на праздники до юбилейных программок с именами спонсоров [13].

Итак, процесс осуществления деятельности по привлечению средств в 

организации   по   работе   в   области   фандрайзинга   можно   разделить   на 

следующие составляющие: 

1.

Выбрать задачу, которую необходимо решить с помощью полученных 

ресурсов. Установить временные рамки.

2.

Собрать полную информацию и продумать аргументы в свою пользу.

3.

Проанализировать   возможные   мотивы   потенциальных   спонсоров: 

какие из них можно поощрить.

4.

Проанализировать   прошлый   опыт   сбора   средств,   определить   своих 

сторонников,   к   которым   можно   обратиться   в   первую   очередь. 

Определить, к кому можно еще обратиться.

5.

Подготовить и размножить материалы для предоставления спонсорам 

(заявки, пресс-релизы и др.).

6.

Согласовать внутри организации методы сбора средств.

7.

Организовать   работу   помощников   (тех,   кто   непосредственно   будет 

собирать   пожертвования).   Необходимо   убедиться,   что   они   имеют 

необходимую информацию и материалы для своей работы.

8.

Установить порядок контроля за поступлением средств [44; 25-31] 

Для   эффективного   фандрайзинга   необходимо   работать   не   только   в 

рамках   одной   организации,   работа   должна   проводиться   на   уровне   всего 

общества.   Нужно   попытаться   создать   такие   условия   для   доноров   и 

благотворителей, чтобы благотворительная деятельность стала неотъемлемой 

частью современного социума, ее необходимой и естественной частью.


26

Такое направление должно стать приоритетным в культурной политике 

государства,

 

также

 

необходимо

 

осуществлять

 

поддержку 

благотворительности на государственном уровне.  

Немаловажным фактором, влияющим на нежелание предпринимателей 

вкладывать   свои   средства   в   меценатство   и   благотворительность,   является 

несовершенство   налоговой   политики   в   Украине,   часто   вынуждающее 

бизнесменов   скрывать   свои   истинные   доходы.   Это   делает   необходимым 

внесение   изменений   в   налоговое   законодательство,   то   есть   изменение 

налогово-правового климата.

И,   конечно   же,   немаловажное   значение   имеет   деятельность   самих 

организаций культуры. Они должны овладевать технологией фандрейзинга и 

применять ее в своей деятельности [46;197].


27

Раздел  I  I  I.  БЛАГОТВОРИТЕЛЬНЫЕ ФОНДЫ  КАК ИНСТРУМЕНТ 

ФАНДРАЙЗИНГА

3.1. Источники финансирования благотворительных фондов

                   В условиях современного мира благотворительность играет очень 

важную роль, она становится универсальной общечеловеческой ценностью, 

одной   из   важных   составляющих   развитого   общества.  Благотворительность 

позволяет   обществу   обслуживать   свои   интересы   напрямую,   без 

посредничества   государства.   Благотворительность   все   больше   становится 

инструментом, посредством которого общество удовлетворяет свои основные 

социальные, общечеловеческие потребности.


28

Статья 4 Закона Украины «О благотворительности и благотворительных 

организациях»     четко   определяет  основные   направления   осуществления 

благотворительности и благотворительной деятельности: 

− содействие   практическому   осуществлению   общегосударственных, 

региональных, местных и международных программ, направленных на 

улучшение социально-экономического положения;

− улучшение материального положения получателей благотворительной 

помощи,   содействия   социальной   реабилитации   малообеспеченных, 

безработных, инвалидов, других лиц, нуждающихся в попечительстве, 

а   также   предоставление   помощи   лицам,   которые   в   силу   своих 

физических или других недостатков ограничены в реализации своих 

прав и законных интересов;

− оказание   помощи   гражданам,   пострадавшим   вследствие   стихийных 

бедствий, экологических, техногенных и других катастроф, в результате 

социальных   конфликтов,   несчастных   случаев,   а   также   жертвам 

репрессий, беженцам;

− содействие   развитию   науки   и   образования,   реализации   научно-

образовательных   программ,   оказание   помощи   учителям,   ученым, 

студентам, учащимся;

− содействие   развитию   культуры,   в   том   числе   реализации   программ 

национально-культурного   развития,   доступа   всех   слоев   населения, 

особенно   малообеспеченных,   к   культурным   ценностям   и 

художественному творчеству;

− оказание помощи одаренной творческой молодежи;

− содействие   охране   и   сохранению   культурного   наследия,   историко-

культурной среды, памятников истории и культуры, мест погребения;

− оказание   помощи   в   развитии   издательского   дела,   средств   массовой 


29

информации, информационной инфраструктуры;

− содействие развитию природно-заповедного фонда и природоохранного 

дела;

− содействие развитию здравоохранения, массовой физической культуры, 

спорта и туризма, пропагандирования здорового образа жизни, участие 

в   оказании   медицинской   помощи   населению   и   осуществление 

социального ухода за больными, инвалидами, одинокими и пожилыми 

людьми, а также другими лицами, которые в силу своих физических, 

материальных   или   других   особенностей   нуждаются   в   социальной 

поддержке и попечительстве;

− содействие   защите   материнства   и   детства,   оказание   помощи 

многодетным и малообеспеченным семьям.

Конкретные   направления   благотворительности   и   благотворительной 

деятельности   определяются   благотворителями   и   уставами   (положениями) 

благотворительных организаций [26].

Развитие   благотворительных   фондов   также   связано   с   рядом 

обстоятельств.   Во-первых,   благотворительность   стала   частью 

предпринимательства. Во-вторых, создание благотворительных фондов имеет 

весьма   прагматичную   причину   -   стремление   владельцев   крупных   личных 

состояний избежать больших налогов при передаче наследств и дарении. 

Передача средств в благотворительные фонды осуществляется в виде 

крупных   денежных   поступлений   или   пакетов   акций.   За   счет   этого 

благотворительные   фонды   действуют   на   рынке   капиталов,   вкладывая 

средства в различные ценные бумаги или получая дивиденды с переданных 

им ценных бумаг, и таким образом увеличивают свой капитал.

Пассивные   операции   благотворительных   фондов   складываются   из 

благотворительных поступлений в виде денежных средств и ценных бумаг, а 


30

активные   -   из   вложений   в   различные   ценные   бумаги,   включая 

государственные,  а также в недвижимость.  Большую часть активов  (более 

90%)   составляют   акции   и   облигации   корпораций.   Приоритет   в   создании 

благотворительных  фондов  принадлежит  США.   В  этой  стране   они  начали 

создаваться еще в довоенные годы на базе крупнейших личных состояний 

Карнеги,   Форда,   Рокфеллера   и   других   богатых   семейств.   В   последующие 

годы представители других крупных состояний тоже стали организовывать 

благотворительные   фонды.   Большое   количество   фондов   возникло   в   юго-

западной   части   страны   (Калифорния,   Техас,   Невада,   Луизиана).   В 

послевоенные   годы   начали   создаваться   аналогичные   фонды   в   странах 

Западной Европы и Японии.

Длительное   время   благотворительные   фонды   США   пользовались 

довольно   значительными   налоговыми   льготами.   Только   в   1969г.   были 

введены  налоги  на  их деятельность.  Так,  налог стал  взиматься: в  размере 

4,5% - от рыночной стоимости активов, приносящих прибыль, 4% - от дохода 

от собственных инвестиций, 5% - на операции между благотворительными 

фондами и его основателями [19; 87].

В  III  разделе   Закона   Украины  «О   благотворительности   и 

благотворительных   организациях»   оговаривается   материально-финансовое 

обеспечении благотворительной деятельности. 

Так,   в   статье   18   говорится   о   том,   что   «в   собственности 

благотворительных организаций может находиться движимое и недвижимое 

имущество,   материальные   и   нематериальные   активы,   средства,   а   также 

другое имущество, приобретенное на законных основаниях».  

Так   же   благотворительные   организации   могут   осуществлять   любые 

сделки   с   использование   данных   имуществ   и   средств,   которые   не 

противоречили бы законодательству Украины. 

Статья 19 определяет источники формирования  имущества и средств 


31

благотворительных организаций, которые составляют: 

− взносы учредителя (учредителей) и других благотворителей;

− благотворительные   взносы   и   пожертвования,   имеющие   целевой 

характер (благотворительные гранты), предоставленные физическими и 

юридическими лицами в денежной или натуральной форме;

− поступления   от   проведения   благотворительных   кампаний   по   сбору 

благотворительных   пожертвований,   благотворительных   массовых 

мероприятий,   благотворительных   лотерей   и   благотворительных 

аукционов по реализации имущества и пожертвований, полученных от 

благотворителей;

− доходы   от   депозитных   вкладов   и   от   ценных   бумаг,   поступления   от 

предприятий,   организаций,   находящихся   в   собственности 

благотворительных организаций;

− другие   источники,   не   запрещенные   законодательством   Украины. 

Источником   формирования   имущества   и   средств   благотворительных 

организаций   не   могут   быть   кредиты.   Имущество   и   средства 

благотворительных организаций не могут быть предметом залога [26]. 

Следует   обратить   внимание   на   то,   что   источником   формирования 

денежных   средств   и   имущества   не   могут   служить   полученные   кредиты. 

Кроме того, денежные средства и имущество благотворительной организации 

не могут служить предметом залога 

Если благотворительная организация осуществляет свою деятельность 

только   за   счет   членских   взносов   и   добровольных   пожертвований,   то   она 

освобождается   от   уплаты   налогов   и   других   платежей   в   бюджет   и 

специальные фонды [37; 167] 

Несмотря   на   то,   что   благотворительность     –   это   добровольное   и 

бескорыстное пожертвование, здесь, как и в предпринимательстве, действует 

правило о необходимости получения максимальной прибыли от вложенных 


32

денег.   Просто   в   благотворительности   эта   прибыль   выступает   в   роли 

символического   капитала   предприятия   или,   например,   физического   или 

юридического лица. 

Примером может послужить известный меценат Джордж Сорос и его 

благотворительные фонды. 

Джордж   Сорос   (12.08.1930)   -   американский   финансист,   инвестор   и 

филантроп.   Его   деятельность   вызывает   неоднозначную   оценку   в   разных 

странах   и   различных   кругах   общества,   но,   тем   не   менее,   он   уже   успел 

оставить след не только в мире финансов, но и прославиться как филантроп 

[32]. 

В настоящее время сеть благотворительных организаций, основанных 

Соросом, действует более чем в 50 странах мира. Расположенные главным 

образом в Центральной и Восточной Европе, а также в Африке, Латинской 

Америке,   Азии   и   Соединенных   Штатах,   эти   фонды   предназначены   для 

создания и поддержания инфраструктуры и институтов открытого общества.

Ежегодно   сеть   фондов   Джорджа   Сороса   тратит   сотни   миллионов 

долларов   на   поддержку   отдельных   категорий   граждан   и   даже   целых 

государств.

Сорос вкладывает средства в развитие образования, культуры и науки 

Восточной Европы и стран постсоветского пространства, среди которых есть 

и Украина. 

Существуют   очевидные   причины,   почему   Джорджу   Соросу   выгодно 

вкладывать   свои   средства   в   развитие   украинского   социума.  Одна   из   них 

состоит в том, что выделенные деньги на науку или образование в Украине 

возвращаются сторицей – не деньгами, конечно, а научными достижениями, 

успехами профессоров и студентов в образовании. Если в Америке для того, 

чтобы   оставить   заметный   след   на   поле   благотворительности,   нужны 

миллиарды,   то   в   тех   странах,   где   благотворительность   еще   не   развита, 


33

достичь тех же или даже больших результатов можно меньшими деньгами, 

появившись в этой области первым.

Здесь также действует экономический фактор. В одних областях мира, 

для   того   чтобы   поддержать   научное   развитие   или   образовательные 

учреждения,   нужно   вложить   очень   много   денег,   поскольку   велика 

конкуренция и стоимость продукта, включающая уровень заработной платы, 

технологическое обеспечение и т.д. В других областях работа профессоров 

стоит, может быть, и не так дорого, а образование очень ценится, однако же 

образование это неразвито до такой степени, что вкладывать в него можно до 

бесконечности,   не   видя   ощутимых   результатов.   В   этом   плане   Украина 

является   прекрасным   местом   для   благотворительности,   где   филантропы 

могут   увидеть   замечательные   результаты   всех   более-менее   разумных 

вложений,   которые   они   делают.   Это   один   из   факторов,   которым   Украина 

привлекательна для международных благотворительных организаций.

В   Украине   действует   Международный   фонд  "Возрождение"   (МФВ), 

который входит в сеть фондов Джорджа Сороса. МФВ был основан в 1990 

году   и   входит   в   сеть   фондов   Открытого   Общества,   состоящий   из 

национальных и региональных фондов в более чем 70 странах мира, в том 

числе в Африке, Центральной и Восточной Европе и на территории бывшего 

Советского Союза.

Деятельность Фондов Открытого Общества в Европе сосредоточены на 

укреплении   хорошо   укоренившихся   демократиях   при   одновременном 

наращивании   менее   стабильными,   содействия   интеграции   меньшинств   в 

разработке   политики,   поддержки   хорошего   управления   и   отчетности, 

развития   образования   и   реформы   здравоохранения,   общества   и   помогает 

приспособиться к европейской интеграции [43].

Официально   декларируется,   что   "Возрождение"   –   это 

благотворительная   организация,   чья   миссия   финансово   и   организационно 

содействовать   становлению   демократического,   открытого   общества   в 


34

Украине   путем   поддержки   значимых   для   его   развития   гражданских 

инициатив.

Международный   фонд   "Возрождение"   распределяет   гранты   между 

организациями, работающими на развитие общества. Самостоятельно или в 

партнерстве   с   другими   организациями   фонд   инициирует   и   реализует 

проекты, важные для социального и политического развития Украины. Среди 

прочего   он   организует   и   поддерживает   общественные   обсуждения   на 

политические,   социальные   или   международные   темы,   организует 

публикацию   информационных   материалов,   опросы   и   общественные 

кампании,   конференции,   семинары   и   круглые   столы,   внедряет   программы 

микрогрантов   для   поддержки   общественных   инициатив,   которые   служат 

интересам общества.

Финансовую   поддержку   фонд   получает   от   Сети   фондов   Открытого 

Общества, а также от международных доноров и отдельных украинских и 

зарубежных организаций и граждан.

В   своих   приоритетов   Международный   фонд   "Возрождение" 

осуществляет как грантовые проекты (на основе поданной заявки реализует 

организация-грантополучатель), так и операционные (т.е. проекты, которые 

осуществляет сам фонд). Для достижения своих целей Международный фонд 

"Возрождение" сотрудничает со многими организациями – как в Украине, так 

и за рубежом.

За   время   своей   деятельности   Международный   фонд   "Возрождение" 

предоставил многочисленным неправительственным организациям Украины, 

а   также   научно-образовательным,   просветительским   учреждениям   и 

издательствам грантов на сумму более 100 миллионов долларов США [22].

Несомненно,   в   Украине   наблюдается   развитие   благотворительной 

деятельности, направленной на помощь сферам культуры, науки, сохранению 

культурного наследию, образования, здравоохранения и т.д.


35

Препятствием   развития   благотворительной   деятельности   в   Украине 

является   нестабильность   экономики,   несовершенство   законодательства   и 

неблагоприятная   система   налогообложения.   Поэтому   необходимо 

пересмотреть   регулирующее   благотворительную   деятельность 

законодательство,   разработать   и   принять   законодательные   акты, 

регулирующие благотворительность, в которых должен быть учтен мировой 

опыт и заложены инструменты для решения проблем, которые возникают у 

отечественных благотворителей. Ведь законодательная поддержка и льготное 

налогообложение   позволят   развивать   благотворительность   и   привлекать 

значительные   денежные   средства   для   решения   насущных   и   социально 

острых проблем.

Руководитель   Благотворительного   Фонда   «Только   лучшее   детям»   - 

Виталий   Пискун   о   том,   что   мешает   развитию   благотворительности   в 

Украине,   говорит   так:  «Отчасти   развитие   благотворительности   тормозит  

неуверенность людей в завтрашнем дне. Человека не покидает ощущение, 

что как только он что-то построит, вложит свои средства, силы и душу, так 

обязательно кто-то придет и все разрушит.   Помимо этого люди не всегда 

уверены в том, что их помощь дойдет до того, кому она требуется. Ни для 

кого не секрет, что некоторые люди спекулируют на благотворительности» 

[33]. 

3.2.   Характеристика   харьковского   благотворительного   фонда 

Александра Фельдмана «АВЭК»

Международный   благотворительный   фонд   (МБФ)   Александра 

Фельдмана   «АВЭК»,   деятельность   которого   направлена   на   реализацию 

социальных проектов в Харькове и области, был учрежден в 1997 году и в 

настоящее время является одним из самых крупных в Украине.  

Так,   например,   в   рамках   ежегодного   Общенационального   рейтинга 

благотворителей   эта   организация   стала   лауреатом   в   номинации   «Помощь 

незащищенным».   А   в   прошлом   году   Международный   благотворительный 


36

фонд   Александра   Фельдмана   стал   первым,   среди   трех   крупнейших 

благотворительных фондов страны.

Международный   благотворительный   фонд   "Фонд   Александра 

Фельдмана"   ведет   свою   деятельность   в   сфере   меценатства, 

негосударственной   культурной   и   социальной   политики.   За   15   лет   своей 

работы фонд реализовал около 30 проектов, наиболее известные из которых – 

галерея   "АВЭК",   "Защитим   детство",   "Турнир   тысячи   команд",   "Память   и 

благодарность", "Feldman ecopark", "Народное признание" и так далее.

 За время   работы   фонда   благотворительную   помощь   получили   более 

32 тыс.   человек   и почти   3, 5 тыс.   организаций.   За 10 лет   (1997 —   2007 гг.) 

на благотворительные проекты в Харькове потрачено около $6 млн.

Со   дня   основания   МБФ   «АВЭК»   было   решено,   что   поддержка 

культуры и науки станет одним из основных направлений работы фонда. 

Задание и миссия фонда звучит так: «Быть добру! Творить добро!», что 

непосредственно сообщает о целях и приоритетах деятельности фонда.

Главными целями фонда являются:

• ознакомление   украинцев   и   харьковчан   в   частности   с   работами 

современных художников, 

• поддержка украинских музеев, 

• развитие цивилизованного археологического дела, 

• сохранение,   установление   и   реконструкция   памятников, 

достопримечательностей архитектуры.

Также  «АВЭК»  активно  работает  с  владельцами частных  коллекций. 

Одним   из   направлений   работы   фонда   является   разработка   комплекса 

законодательных   инициатив   для   создания   благоприятных   условий 

приумножения   и   сохранения   культурного   наследия   Украины   путем 

популяризации   создания   частных   коллекций,   увеличения   их   ценности   и 

сохранения именно в нашей стране. 


37

Миссия   Международный   благотворительного   фонда   Александра 

Фельдмана:

1.

реализация международных общенациональных, региональных и местных 

программ,   направленных   на   заботу   о   подрастающем   поколении,   его 

духовном   и   физическом   развитии   (футбольное   состязание   детских   и 

юношеских команд «Турнир 1000 команд», программы «Защитим детство», 

«Жизнь без наркотиков», КАРДИС); 

2.

содействие развитию науки и культуры (программы «Интеллект Харькова», 

«Музыкальные   вечера»,   «Галерея   «АВЭК»,   премия   «Народное 

признание»); 

3.

содействие сохранению исторической памяти и духовности, формирование 

толерантности   в   межнациональных   отношениях   (проекты   «Диалог 

культур», «Память и благодарность», помощь беженцам); 

4.

поддержка   социально   незащищенных   слоев   населения,   помощь   в   их 

социальной   реабилитации   (программы   «Харьковчанин»,   «Юридическая 

клиника», «Биржа труда») и пр [42]. 

Фонд уже давно занимается благотворительной деятельностью, и она 

четко структурирована по направлениям, наиболее нуждающимся в развитии. 

В частности, осуществляется поддержка спортивных, здравоохранительных, 

культурных   и образовательных   программ   в Харьковском   регионе.   Эти 

проекты   реализуются   постоянно   и не зависят   ни от какой   внешней 

конъюнктуры [25] .

Можно   выделить   4   главных   проекта,   на   которых   сосредоточена 

деятельность фонда «АВЭК». 

Первым   проектом   программы   стало   создание   галереи   визуальных 

искусств   «АВЕК»   в   г.   Харькове.   На   сегодня   это   самая   большая   частная 

галерея в городе,  на базе  которой проводятся художественные выставки  и 

единственная   галерея,   которая   проводит   выставки   художников   с   мировым 


38

именем. С  момента основания  галерею «АВЭК» посетило более  миллиона 

человек. 

Вторым   направлением   программы   является   проект   «Наследие», 

предусматривающий   возвращение   в   Украину   исторических   и   культурных 

ценностей, которые по различным причинам оказались за ее границами, а 

также содействие в исследованиях и сохранении археологического наследия. 

Третьим большим проектом является премия «Народное  признание». 

Каждый   год   лучших   деятелей   творчества   Харьковщины   определяют   в 

номинациях «Музыка», «Изобразительное искусство», «Литература», «Театр» 

и «Архитектура».

Четвертым   проектом   Фонда   является   «Память   и   благодарность», 

который был организован в 2005 году в канун 60-летия Победы. В рамках 

проекта восстанавливаются памятники героям Великой отечественной войны 

и возводятся новые — жертвам политических репрессий. Со временем проект 

был   расширен —   теперь   в его   рамках   осуществляется   поиск   неизвестных 

и идентификация   безымянных   захоронений,   благоустройство,   содержание 

и обеспечение   их сохранности,   реставрация   существующих   и возведение 

новых   мемориалов   и памятных   знаков.   В этой   работе   принимают   участие 

школьники, студенты, музейные и архивные работники, ученые-историки.

Международным   благотворительным   фондом   Александра   Фельдмана 

проводится много мероприятий и реализуется большое количество проектов 

в разных сферах общественной жизни.

Например,

 

в

 

2011

 

году

 Александр

 

Фельдман 

организовал благотворительный аукцион «Искусство милосердия» выставил 

на продажу  свою личную  коллекцию, состоящую из шедевров  мирового  и 

отечественного изобразительного искусства.

Деньги,   вырученные   на   аукционе, были   потрачены   на   закупку 

дорогостоящего   медицинского   оборудования   для   Харьковского   городского 

центра   детской   нейрохирургии.   Благодаря   этому   оборудованию   врачам 


39

впервые   в   Украине   удалось   провести   уникальную   операцию   по   удалению 

опухоли в стволе головного мозга.

На сегодняшний день, благодаря помощи фонда Харьковский городской 

центр   детской   нейрохирургии   считается   самым   оснащенным   и   самым 

современным медицинским центром страны.

Помимо  этого   фонд   стал  инициатором  создания   в   пригородной  зоне 

«Feldman   eko-park»,   возродив   тем   самым   традицию   семейного   отдыха   на 

природе.   Посещение   эко-парка   дает   возможность   детям   лучше   узнать   и 

понять живую природу. Для лечения и реабилитации детей было специально 

разработано   направление   анимал-терапии.   В   ближайшем   будущем   на 

территории парка будет построена современная реабилитационная лечебница 

для детей с заболеваниями центральной нервной системы.

Также, приоритетной   задачей   фонда   является   пропаганда   здорового 

образа   жизни   среди   подрастающего   поколения,   возрождение   детского   и 

юношеского   спорта.   Для   этого   Фондом   Фельдмана   было   организовано 

футбольное соревнование «Турнир 1000 команд». Данный турнир, в котором 

приняло   участие   более   восьмидесяти   тысяч   юных   футболистов,   приобрел 

международную известность и был назван Молодежным союзом футбольных 

ассоциаций одним из самых крупных в Европе [42].

Вклад   фонда   в   развитие   города   Харькова   нельзя   переоценить,   ведь 

«АВЭК»   играет   значительную   роль   в   общественной   жизни   города.   Фонд 

и концерн «АВЭК», предприятия которого дают около 20% всех поступлений 

в бюджет   Харькова,   с 2007 года   начали   политику   активных   социальных 

инвестиций   в город.   Она   направлена   на решение   острейших   социальных 

проблем   Харькова —   модернизацию   социальной   и культурной 

инфраструктуры, помощь семьям работников бюджетной сферы, преодоление 

детской беспризорности и преступности, помощь медицинским учреждениям 

и тяжело больным детям [25].


40

3.3

Предложения по усовершенствования деятельности фонда в 

социокультурной сфере

Международный   благотворительный   фонд   Александра   Фельдмана 

«АВЭК»   является одним из самых масштабных в Украине и имеет четко 

налаженную структуру деятельности, не останавливается в своем развитии и 

выполняет   все   цели   и   задачи,   предписанные   благотворительным 

организациям.   Поэтому   сложно   говорить   об   усовершенствовании 

деятельности   фонда   «АВЭК»,   можно   лишь   внести   дополнение   в   развитие 

фонда.

Так как деятельность Фонда Александра Фельдмана в большей степени 

направлена на поддержку и помощь общественной жизни Харькова, то можно 

было   бы   акцентировать   внимание   на   программы   и   мероприятия   для 

студентов,   которые   составляют   значительную   часть   населения   города. 

Например, это могут быть стипендиальные и грантовые программы, ведь из-

за   несовершенной   образовательной   системы,   многие   потенциальные 

абитуриенты   так   и   не   получают   высшего   образования,   которое 

соответствовало бы их способностям и желаниям. 

Также одной из главных проблем для студентов – будущих работников 

является   поиск   работы   по   специальности   и   вопросами   трудоустройства 

нужно   начинать   заниматься,   будучи   еще   на   4-5   курсах.   Поэтому 

Благотворительный фонд Фельдмана мог бы способствовать поиску работы 

путем   проведения   ярмарок   вакансий,   программ   по   лояльному 

трудоустройству выпускников без опыта работы, организацию практики на 

предприятиях, которые нуждаются в новых кадрах. 

Помимо   этого   в   своей   работе   Фонд   может   уделить   внимание 

организации досуга студентов. Это могут быть всевозможные масштабные 

фестивали, особенно такие, которые были бы направлены на сохранение и 

воссоздание традиций украинского народа, художественной культуры, будь то 


41

музыка,   ремесла   (гончарство,   керамика,   вышивание)   или   киноискусство. 

Также   это   могут   быть   программы   обмена   между   странами   деятелями 

культуры, которые проводили бы познавательные лекции, мастер-классы или 

семинары. 


42

ВЫВОДЫ

Финансовая   устойчивость   –   это   один   из   ключевых   элементов 

эффективной   деятельности   социокультурных   организаций,   поэтому   очень 

важно   было   рассмотреть   фандрайзинг   как   негосударственную   поддержку 

организаций сферы культуры. 

Организация   фандрайзинга  предполагает   поиск   потенциальных 

источников   финансирования,   обоснование   потребности   в   средствах   и 

формирование,   поддержание   и   развитие  связей   с   финансовыми   донорами, 

формирование   общественного   мнения   в   пользу   поддержки   деятельности 

организации. 

В   работе   были   рассмотрены   теоретические   аспекты   фандрайзинга, 

проанализирована   сущность   понятия   с   разных   сторон.   Также   были 

определены   цели   и   задачи   фандрайзинга,   согласно   которым   удалось 

установить,   что  в     фандрайзинговой   деятельности   деньги   не   являются 

главным, акцент нужно делать на целях, достижение которых осуществляется 

при помощи фандрайзинговой деятельности.


43

В   курсовой   работе   выявлялись   особенности   поиска   и   привлечения 

средств в социокультурных организациях. 

Сфера   культуры   должна   развиваться   путем   привлечения   средств   и 

ресурсов   из   других   отраслей,   при   участии   самых   разнообразных 

общественных институтов. В связи с этим актуальной проблемой становится 

поиск альтернативных источников финансирования, фандрайзинг.

Эффективная   реализация   потенциала   сферы   культуры   в   большой 

степени   зависит   от   ее   способности   оказывать   влияние   на   общественное 

мнение,   доносить   до   социума   свои   настоящие   возможности.   Все   это 

обуславливает   возможность   эффективных   контактов,  развитие  социального 

партнерства, а значит, и успешного фандрайзинга.

Проблемы   социокультурной   сферы   Украины   состоят   не   столько   в 

отсутствии возможностей получить спонсорские деньги, сколько в неумении 

использовать   эти   возможности,   отсутствии   практического   опыта 

фандрайзинга,   поэтому   организациям   культуры   необходимо   развивать 

практические навыки по привлечению средств. 

В   практической   части   были   рассмотрены   благотворительные 

организации, которые  в условиях современного мира играют очень важную 

роль,   становясь   универсальной   общечеловеческой   ценностью,   одной   из 

важных   составляющих   развитого   общества.   Так,   на   примере   мецената 

Джорджа Сороса и его благотворительных фондов   удалось показать роль 

таких организаций в поддержке и развитии всего общества, в том числе и 

Украины. 

Рассмотрение деятельности Фонда Александра Фельдмана помогло на 

конкретных   примерах   показать   его   вклад   в   решение   социальных   проблем 

Харькова, развитие общественной жизни. Также были внесены предложения 

по   усовершенствованию   деятельности   фонда   в   социокультурной   сфере,   в 


44

которых   основное   внимание   предлагалось   уделить   организации   досуга 

студентов, помощи им в поиске работы. 

Таким   образом,   в   результате   работы   удалось   обозначить   важность 

изучения   проблемы   поиска   и   привлечения   средств   для   социокультурных 

организаций   как   одного   из   главных   факторов,   которые   определяют 

дальнейшее   их   существование   и   конкурентоспособность   в   условиях 

современного мира.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Артемьева   Т.   В.   Фандрейзинг:   привлечение   средств   на   проекты   и 

программы   в   сфере   культуры   и   образования:   учеб.   пособие   / Т.   В. 

Артемьева,   Г.   Л.   Тульчинский;   Гос.   ун-т,   Высш.   шк.   экономики,   С.-

петерб. филиал. — СПб. : Лань, 2010. — 286 с.


45

2.   Артемьева   Т.   В.,  Тульчинский   Г.   Л.  Основы   академического 

фандрейзинга в социальной сфере: привлечение средств на реализацию 

научно-образовательных   и   социально-культурных   проектов   и 

программ/,В,Артемьева, Г.Л.Тульчинский.–СПб.: Изд-во РГПУ, 2007. — 

219с.

3. Бабенко   Н.   Б.   Соціально-культурне   прогнозування   [Текст] :   навч. 

посібник / Н. Б. Бабенко ; М-во культури і туризму України, Держ. акад. 

кер. кадрів культури і мистецтв. — К. : ДАКККіМ, 2008. — 178 с.

4. Барежев  В.А. Фандрайзинг: привлечение средств на некоммерческую 

деятельность/В.А. Барежев//Монография. – СПб: ГУКИ, 2005.-384с.

5. Басов,   Д.   События,   которые   помогают   продавать   /Д.   Басов//Бизнес 

Скайнет. — 2002. — № 7.— С. 17–24.

6. Вайнер В. Л.   Горячая   десятка   инструментов   российского 

фандрайзера[Электронный

 

ресурс]/В.Л.Вайнер//Вестник 

благотворительности.–2000.–№2.–Режим доступа:http://www.trainet.org/ 

books/ view/23

7.   Векслер А. Ф.,   Тульчинский Г. Л.   Зачем   бизнесу   спонсорство   и 

благотворительность/А.Ф.Векслер,   Г.Л.Тульчинский.   —   М.:   Вершина, 

2006.

8. Гарбарук   И.   Фандрайзинг   -   ключевые   этапы,   или   "Искусство 

воплощения идеи в жизнь" / Игорь Гарбарук //Маркетинг и реклама. — 

2010. — № 11. — C. 28-36. 

9. Данилова   С. 

Алло,   мы   ищем   спонсора!

 / Светлана 

Данилова // Менеджер кино. — 2009. — № 4. — C. 54-57.

10.

Дуглас   А.   Д.   Основные   принципы   фандрейзинга:   Секреты 

привлечения денежных средств для неприбыльных организаций [Текст] 


46

/ Дж. Дуглас Александер, Кристина Дж. Карлсон ; пер. с англ. О. В. 

Теплых. — Днепропетровск : Баланс Бизнес Букс, 2007. — 217 с. 

11.

 

Дымникова   А.   Фандрайзинг   как   особый   вид 

предпринимательской   деятельности   в   культуре   /А.   Дымникова   // 

Монография. – СПб.: Питер, 2007.

12.

  Киселева   Т.Г.   Основы   социокультурной   деятельности: 

учеб.пособие/Т.Г.Киселева.–М.:МГУК, 2005.–186с.

13.

Колосова Т.В. Благотворительность как инструмент фандрейзинга 

в   социально-культурной   деятельности[Электронный   ресурс]/Т.В. 

Колосова//Образование   и   общество.–2008.-Режим   доступа: 

http://www.jeducation.ru/6_2004/97.html]

14.

  Комлев   Ю.   Э.   Особенности   менеджмента   фандрейзинга   в 

учреждениях культуры/ Ю.Э. Комлев//Вестн. Моск. гос. ун-та культуры 

и искусств. — 2007. — № 6. — С. 137-140    

15.

Кошкина   М.В.   О   государственном   финансировании 

некоммерческих   организаций   в   сфере   культуры   и   искусства/М.В. 

Кошкина// Некоммерческие организации в России.– 2006.–№ 6. – С.26

16.

  Куликова Ю. Фандрайзинг в сфере культуры/Юлия Куликова.–

2012.   [Электронный   ресурс].   -   Режим   доступа: 

http://klauzura.ru/2012/03/yuliya-kulikova-fandrajzing-v-sfere-kultury/]

17.

  Кучерносов   В.   Фандрайзинг:   мифы   и   реальность.–2002.– 

[Электронный

 

ресурс].

 

-

 

Режим

 

доступа: 

http://test.eurekanet.ru/ewww2007/info/609.html]

18.

 

Лавренова Н. Н.

 

Мероприятия

 

за

 

счет 

спонсоров/Н.Н.Лавренова//Учет в сфере образования. — 2004. — № 1. 

— С. 21—25.


47

19.

 Литовских А.М., Шевченко И.К. Финансы, денежное обращение 

и кредит/А.М.Литовских А.М., И.К.Шевченко.–Таганрог: изд-во ТРТУ, 

2003.–135с.

20.

Лозовану В., О.Маноле.  Фандрайзинг для неправительственных 

организаций/ Валентин Лозовану, Олга Маноле.-Кишенев, 2011.–55с. 

21.

Марков  А.П.,   Бирженюк   Г.М.   Основы   социокультурного 

проектирования: Учебное пособие/А.П.Марков, Г.М.Бирженюк.–СПб.: 

СПГУП, 1997.–262с. 

22.

  Международнй   фонд   «Возрождение»   (официальный   сайт) 

[Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.irf.ua/

23.

Михеева   Н.А.,   Галенская   Л.Н.   Менеджмент   в   социально-

культурной сфере/Н.А.Михеева, Л.Н.Галенская. – СПб.: Издательство 

Михайлова, 2000. – 168 с.

24.

  Переверзев,   М.П.   Менеджмент   в   сфере   культуры   и 

искусства/М.П. Переверзев. – М.: Инфра, 2010. – 192с.

25.

Персональный   сайт   Александра   Фельдмана   [Электронный 

ресурс]. - Режим доступа: http://www.feldman.org.ua/ 

26.

Про   благодійну   діяльність   та     благодійні   організації:   закон 

України: за станом на 05.07.2012р. № 5073-17 /Верховна Рада України.-

Офіц.вид.-К.:Парлам.вид-во, 2012.-97с.–(Закони України).

27.

Райзберг   Б.   А.,   Лозовский   Л.   Ш.,   Стародубцева   Е.   Б. 

Современный   экономический   словарь/Б.А.Райзберг,   Л.Ш.Лозовский, 

Е.Б.Стародубцева .–5-е изд., перераб. и доп. — М.: ИНФРА-М, 2007. — 

495с. 


48

28.

Рутковская   М.   Спонсоринг   и   фандрайзинг   как   PR-технологии 

[Текст] / Мария Рутковская // PR-менеджер. — 2010. — № 5. — C. 12-

27. 

29.

    Рутковская,   М.   PR-технологии   в   привлечении   инвестиций. 

Спонсоринг и фандрайзинг / М. Рутковская // Технологии современного 

фандрайзинга в социальной сфере – 2007, № 3. – С.46

30.

Самородов,   В.Ю.   Фонды   местных   сообществ:   эффективная 

благотворительность.   Опыт   развития   фондов   местных   сообществ   в 

России / В.Ю. Самородов // Монография. – М.: CAF, 2006.

31.

Самородов,   В.Ю.   Фонды   местных   сообществ:   эффективная 

благотворительность.   Опыт   развития   фондов   местных   сообществ   в 

России / В.Ю. Самородов // Монография. – М.: CAF, 2006.

32.

  Слейтер  Р. Сорос :   Жизнь,   деятельность   и   деловые   секреты 

величайшего в мире инвестора/Р.Слейтер. — Х.: «Фолио», 1996,– 382с., 

33.

Снегопадова А. Виталий Пискун: традиция благотворительности 

в   Украине   есть/А.Снегопадова//Наш   город.–2012.–   [Электронный 

ресурс]. - Режим доступа:http://uadeti.com/smi/705-2012-11-02-11-35-57].

34.

Снігульська В. Що таке соціальний фандрейзинг, або Як продати 

громаді   участь   у   добрих   справах   [Текст]   / Валентина 

Снігульська // Соц. педагог. — 2009. — № 8. — C. 3-9. 

35.

Снігульська В. Що таке соціальний фандрейзинг?Або як продати 

громаді   участь  добрих   справах/В.Снігульська//Соціальний   педагог.-

2009.–№ 8.–С.12

36.

Степанов В. Ю. Інформаційний маркетинг у сфері культури/ В. 

Ю.   Степанов   // Культура   України :   зб.   наук.   пр.   /   М-во   культури 

України,   Харк.   держ.   акад.   культури,   [Акад.   мистец.   України,   Ін-т 


49

культурології ; редкол.: В. М. Шейко (відп. ред.) та ін.] ; за заг. ред. В. 

М. Шейка. — Х., 2012. — Вип. 39. — C. 39-46. 

37.

Тарасов, А.Б. Фандрайзинг в гуманитарных науках/А.Б. Тарасов// 

Аналитика и научное проектирование.– 2006.–№ 1. – С.167

38.

  Тульчинский   Г.Л.   Фандрейзинг   в   социально-культурной 

сфере/Г.Л. Тульчинский. – СПб., 1999.–185с.

39.

Тульчинский   Г.Л.,   Шекова   Е.Л.   Менеджмент   в   сфере 

культуры/Г.Л.Тульчинский, Е.Л.Тульчинский.– СПб.: Лань, 200.–215с.

40.

Тульчинский   Г.Л.   Фандрейзинг:   привлечение   средств   на 

некоммерческую деятельность/Г.Л. Тульчинский. – СПб, 2002.-314с.

41.

Тульчинский Г.Л.

 

Фандрейзинг: привлечение средств на 

проекты и программы в сфере культуры и образования: учеб. пособие/ 

Г.Л. Тульчинский, Т.В. Артемьева. – М.: Лань, 2010 – 288с.

42.

Фонд Александра Фельдмана стал лучшим благотворительным фондом 

года 

.–2007.–[Электронный   ресурс].   -   Режим   доступа: 

http://jn.com.ua/Charity/fund_1812.html]. 

43.

  Фонд   открытого   общества   [Электронный   ресурс].   -   Режим 

доступа: http://www.opensocietyfoundations.org

44.

Чумиков А.Н. Креативные технологии «паблик рилейшнз»/А.Н. 

Чумиков.–М.: «Университетский гуманитарный лицей», 2000.-С.25-31

45.

  Шафф   Т.   и   Д.   Менеджмент   в   сфере   культуры.   Опыт   Росси   и 

США/Т. и Д. Шафф.–СПб.: Алетейя, 200.-370с.

46.

  Шекова   Е.Л.   Менеджмент   в   сфере   культуры:   Опыт   России   и 

США:/Е.Л.Шекова.–СПб.: СПбГУКИ, 2003.–136 с.


50

47.

  Юндина,  М.А.,  Зотова  А.В.,  Привлечение  средств  из  местных 

источников. Сбор частных пожертвований: Методическое пособие для 

некоммерческих организаций/М.А,Юндина, А.В,Зотова. – Ставрополь: 

АНО «Северо-Кавказский ресурсный центр», 2001.–С.78.