Материалы для студентов→ Курсовая работа /

Воспитание сенсорной культуры детей раннего возраста

Скачать файл
Добавил: fafnir
Размер: 345 KB
Добавлен: 29.04.2015
Просмотров: 6003
Закачек: 25
Формат: doc

Министерство Образования Российской Федерации

Волгоградский Государственный педагогический Университет

Факультет педагогики и методики начального и дошкольного воспитания

Кафедра «Специальной педагогики и психологии»

Воспитание сенсорной культуры детей раннего возраста

Курсовая работа

Исполнитель:

                                                              Научный руководитель:

Волгоград

2009

Содержание

Введение

Актуальность исследования.

В отечественной педагогике наблюдается повышенный интерес к проблемам сенсорного воспитания:  проводятся научно-практические конференции по вопросам всестороннего развития личности ребенка; обобщаются психолого-педагогические данные, направленные на развитие сенсорных способностей и личностных качеств на  младшего дошкольного возраста; выходят в свет правительственные постановления, касающиеся проблем воспитания и обучения детей раннего и младшего дошкольного возраста и др.   Это позволило создать систему сенсорного воспитания. Изменения в социальной и экономической сфере, перестройка в жизни общества знаменуют собой начало нового периода и в сфере народного образования.

Именно в раннем детстве происходит активное развитие процессов ощущения и восприятия, формирование познавательной деятельности детей. Это обеспечивает дальнейшее развитие мышления, памяти, внимания,            Сенсорное развитие ребенка - это развитие его восприятия и формирования представлений о внешних свойствах предметов (их форме, цвете, величине, запахе, вкусе). Это постепенное усвоение сенсорной культуры, созданной человечеством.  С развитием сенсорики (от лат. sensus — ощущения) у ребенка появляется возможность овладения эстетическими ценностями. С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание, поэтому сенсорные способности составляют фундамент умственного развития.

Сенсорное воспитание, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт.

Проблема восприятия широко изучалась как в зарубежной (Ж.Пиаже, Э.Гибсон, М. Монтессори, Ф.Фребель) так и в отечественной психологии (Ш.А. Абдуллаева, Э.А. Александрян, М.Ю. Кистяковская, Н.С. Карпинская, С.Л. Новоселова, Э.Г. Пилюгина, Е.А. Радина, A.M. Фонарев, СВ. Фонарева, Э.Л. Фрухт и др.)

Особое внимание уделяли изучению восприятия и его развитию западные научные представители. Экспериментально обоснованными являются концепции Ж. Пиаже и супругов Д. и Э. Гибсон. Сильной стороной концепции Ж. Пиаже является признание совершенствования перцептивной деятельности основным содержанием развития восприятия, а концепции Д. и Э. Гибсон — детальный анализ изменяющихся в ходе развития отношений между информацией и восприятием. Однако обе концепции оставляют в стороне важнейший вопрос о природе и происхождении отображения в образе свойств объекта и не учитывают социальной детерминации перцептивного развития.

Принципиально иной научный подход к проблеме восприятия имеет место у отечественных психологов.

      В нашем исследовании рассматривается процесс формирования сенсорной культуры  детей раннего возраста.

Таким образом, актуальность нашего  исследования определяется следующим противоречием: между значимостью данной проблемы разработанной в психолого-педагогических исследованиях и недостаточным вниманием педагогов-практиков к реализации задачи воспитания сенсорной культуры, как одного из способов познания детьми предметного мира.

Проблема нашего исследования заключается в недостаточном использовании потенциала игры, как одного из средств воспитания сенсорной культуры у детей раннего возраста.

Решение данной проблемы обусловило выбор темы нашего исследования: «Воспитание сенсорной культуры детей раннего возраста»

Объект исследования: процесс развития и формирования сенсорной культуры   у детей  раннего возраста в условиях образовательного учреждения

Предмет исследования: пути и средства воспитания сенсорной культуры в раннем детстве

Цель:выявить особенности процесса восприятия сенсорных эталонов и обосновать значимость игры как средства воспитания сенсорной культуры  детей раннего возраста

Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:

1.Провести теоретический анализ педагогической и психологической литературы по проблеме воспитания сенсорной культуры детей раннего возраста

2. Исследовать особенности воспитания сенсорной культуры детей  в раннем возрасте

3. Обосновать особенности игры как средства воспитания сенсорной культуры у детей раннего возраста

4.Выявить уровень сформированности знаний о свойствах предметов у детей раннего возраста

Гипотеза исследования: процесс воспитания сенсорной культуры  детей раннего возраста будет проходить более успешно, если:

1.В процессе воспитания сенсорной культуры детей педагог будет опираться на возрастные особенности детей раннего возраста.

2.Ведущим средством воспитания сенсорной культуры детей раннего возраста будет игра.

Методы исследования:

1.Теоретические: анализ теоретической литературы, обобщение полученной информации, формулировка гипотезы

2.Практические: констатирующий, формирующий и контрольный эксперименты.

База исследования:МОУ. Детский сад № 349, I младшая группа,г. Волгоград

Глава I. Теоретические основы воспитания сенсорной культуры ребенка раннего возраста в психологических и педагогических исследованиях.

1.1. Содержание  воспитания сенсорной культуры ребенка в

отечественных и зарубежных исследованиях

          Отечественная психология выдвинула учение о роли предметной деятельности в формировании восприятия как целостного образа предмета вследствие практического вычленения субъектом предмета в предметно-опосредованной деятельности.

   Факт развития сенсорики не только в процессе пассивного созерцания индивидом окружающей действительности, но и в процессе активной практической деятельности субъекта доказан в исследованиях Л.А. Венгер.

          Именно деятельность, подчеркивал Л.А. Венгер, определяет характер практических и познавательных задач, предъявляющих определенные требования к ориентирующим их перцептивным действиям и тем самым направляющих их формирование.

    В работах Л.А. Венгера сенсорное воспитание ребенка рассматривается как педагогическое руководство, направленное на совершенствование и развитие сенсорных процессов: ощущений, восприятия, представлений. Важнейшим элементом его усложнения является организованное педагогом обучение детей обобщенным и систематизированным знаниям о воспринимаемых и качествах предметов.

    По мнению Л.А. Венгера, оно состоит из: ознакомления детей с сенсорными эталонами и выработки у них перцептивных операций по

применению усвоенных эталонов для обследования предметов и явлений, выделения "и характеристики их свойств.

      Психологи отмечают, что хотя анализаторы функционируют сразу после рождения, сенсорный процесс лишь постепенно становится восприятием, а не является им изначально.

           По мнению Б.Г. Ананьева, первоначально восприятие - это не

расчлененная субъективная форма предмета как такового, а отражение границ между сплошной пространственной массой и отдельным предметом,

выделившимся из него посредством движения. "Не только отдельные раздражители, но весь окружающий мир действует как целое, из которого

         В современной зарубежной психологии  большое количество экспериментальных работ, посвящены развитию отдельных сторон восприятия, делаются попытки построения теоретических концепций перцептивного развития.

            Выдающиеся зарубежные ученые в области дошкольной педагогики Ф. Фребель, М. Монтессори  справедливо считали, что сенсорное воспитание, направленное на обеспечение полноценного сенсорного развития, является одной из основных сторон дошкольного воспитания.

     Ими были разработаны системы воспитания сенсорной культуры, дидактические игры и упражнения по ознакомлению детей со свойствами и признаками предметов.

Подчеркивая важность первоначального умственного развития и воспитания, Фребель настаивал на необходимости правильного и прочного формирования у ребенка первых представлений, знаний, привычек, стремлений к познанию окружающего мира через непосредственное созерцание предметов.

Вся педагогическая система Фребеля пронизана религиозной направленностью. Догматизм в манипулировании с дарами и в проведении игр (определенные движения, сентиментальные песенки, полные дидактизма, строгая последовательность движений) вызывали справедливую критику со стороны прогрессивных педагогов.

Для образовательно-воспитательных занятий с детьми Фребель придумал шесть «даров». Первый дар - шесть цветных шерстяных мячиков синего, красного, желтого, фиолетового, оранжевого и зеленого цветов, которые следует подвесить над постелью ребенка двух - трех месяцев, чтобы с их помощью он выучился различать цвета, воспринимать различные направления движений.

Второй дар - деревянный шар, цилиндр и куб - предназначался для детей трех - четырех лет. Играя этими предметами, ребенок, по замыслу Фребеля, будет знакомиться с основными формами тел, с их весом, твердостью, подвижностью.

Третий, Четвертый, Пятый и Шестой дар применялись для развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста.  Несмотря на то, что теория детской игры, как и вся педагогическая система Фребеля, строится на религиозно-мистической основе, именно он наиболее обстоятельно вскрыл ее воспитательное значение, показал, что посредством игры ребенок развивается не только физически, вводится в жизнь и развивает свои органы чувств. Педагогические идеи Фребеля получили широкое распространение и завоевали признание во всем мире, в том числе и в России.

В отличие от Ф. Фребеля М. Монтессори подробно описывает методику развития тактильного чувства,  чувства зрения, звука и других. Развивать у детей чувство осязания - значит учить их «видеть руками».

Для развития чувства зрения Монтессори предлагала сравнивать и различать предметы разной формы - бруски, кубики, цилиндры, палочки. Но не только в этом состояло использование зрительного рецептора. Обстоятельно разработала Монтессори и упражнения в распознавании звуков.Размер, форма, шероховатость, вес, температура, вкус, звук, цвет – все это надо различать и этому надо научить ребенка». Следовательно,  по мнению М.Монтессори  для того чтобы научить ребенка мыслить, необходимо научить правильно сравнивать и группировать, т.е. правильно различать. В свою очередь, умение правильно различать приобретается детьми только через сенсорную гимнастику, т.е. через систему упражнений по развитию органов чувств.

1.2.Особенности воспитания сенсорной культуры детей раннего

возраста

Ранний возраст – период интенсивного освоения ребенком разных видов деятельности и развития личности. Этот возраст характеризуется, как  период активного экспериментирования ребенка с предметным миром. Все, что окружает малыша – вещи, принадлежащие взрослым, игрушки, животные, растения, вода, песок и многое другое – вызывает у него интерес. Он любит исследовать новые предметы, экспериментировать с разнообразными веществами и материалами: водой, песком, снегом, глиной, красками. Взрослые часто сомневаются в том, что маленькие дети при этом могут всерьез научиться «важным» вещам. Однако это не так. В процессе такого исследования развивается любознательность малыша, расширяются его представления об окружающем мире, ребенок приобретает богатый чувственный опыт, получает мощный импульс для развития интеллекта. Важно помнить, что формирование интеллектуальной сферы ребёнка осуществляется не только при целенаправленном руководстве взрослых, но и в свободной, самостоятельной практической деятельности. В процессе свободного экспериментирования ребёнок получает новую, порой неожиданную для него информацию, устанавливает практические связи между собственными действиями и явлениями окружающего мира, совершает своего рода открытия. Экспериментирование стимулирует ребёнка к поискам новых действий и способствует развитию гибкости мышления.         Самостоятельное экспериментирование даёт возможность ребёнку опробовать разные способы действия, снимая при этом страх ошибиться и скованность мышления готовыми схемами действия. Роль взрослого в этом процессе заключается не в том, чтобы сразу же показать,  как нужно делать

правильно, а в том, чтобы стимулировать интерес малыша к предметам, побуждать к самостоятельному исследованию, поддерживать его любознательность.

        Здесь-то и приходит на помощьсенсорное воспитание - последовательное планомерное ознакомление ребенка с сенсорной культурой человечества.

Напервом году жизни основная задача состоит в предоставлении ребенку достаточного богатства и разнообразия внешних впечатлений, развитии внимания к свойствам предметов. Когда у малыша начинают формироваться хватательные движения, к этой задаче присоединяется еще одна - необходимо помочь ребенку приспособить хватательные движения к форме предмета, его величине и положению в пространстве. Постепенно такое приспособление приведет к тому, что эти свойства начнут приобретать для малыша определенное значение («маленькое» - это то, что можно схватить одной рукой, «большое» - двумя руками, «круглое» - то, что охватывается всей ладошкой, «квадратное» - то, что берется пальцами, обхватывающими предмет с двух сторон, и т.п.).

Сенсорное воспитание в этот период - основной вид воспитания вообще. Обеспечивая приток все новых впечатлений, оно становится необходимым не только для развития деятельности органов чувств, но и для нормального общего физического и психического развития ребенка. Известно, что в условиях ограниченности притока впечатлений младенцы испытывают «сенсорный голод», ведущий к значительным задержкам общего развития.

Навтором-третьем году жизни задачи  в содержании сенсорного воспитания существенно усложняются. Хотя ребенок раннего возраста еще не готов к усвоению сенсорных эталонов, у него начинают накапливаться представления о цвете, форме, величине и других свойствах предметов.

Важно, чтобы эти представления были достаточно разнообразными. А это значит, что ребенка следует знакомить со всеми основными разновидностями свойств - шестью цветами спектра (голубой цвет следует исключить, так как дети плохо отличают его от синего), белым и черным цветом, с такими формами, как круг, квадрат, овал, прямоугольник.

В практике дошкольного воспитания еще встречается устаревшая тенденция знакомить детей раннего возраста с двумя-тремя цветами и формами и требовать запоминания и правильного употребления детьми их названий.

Современные исследования говорят о том, что такое обучение мало способствует сенсорному воспитанию ребенка, резко ограничивая круг получаемых им представлений о свойствах предметов. Более того, заучивание отдельных разновидностей свойств ведет к тому, что дети перестают обращать внимание на другие их разновидности. В результате возникают своеобразные ошибки восприятия: если ребенок знает, например, желтый цвет, но не знает оранжевого, то он ошибочно воспринимает оранжевый как желтый.

Знакомя детей с различными свойствами предметов, не следует добиваться запоминания и употребления их названий. Главное, чтобы ребенок умел учитывать свойства предметов во время действий с ними. И не беда, если треугольник он будет при этом называть «угольником» или  «крышей». Взрослый, занимаясь с детьми, употребляет названия форм и цветов, но не требует этого от воспитанников. Достаточно, чтобы дети научились правильно понимать слова: «форма», «цвет», «такой же».

Исключение здесь составляет ознакомление с величиной предметов. Величина не имеет «абсолютного» значения. Она воспринимается только в сравнении с другой величиной. Предмет оценивается как большой по сравнению с другим предметом, который в этом случае является маленьким. И это отношение может быть зафиксировано только в словесной форме.

Чтобы привлечь внимание ребенка раннего возраста к свойствам предметов, выработать устойчивые представления об этих свойствах, целесообразно организовать такие действия с предметами, при которых для получения нужного результата требуется сопоставить предметы по форме, величине, установить их совпадение или несовпадение. Такое сопоставление вначале дети не могут выполнить зрительно. Поэтому им предлагают накладывать предметы друг на друга, чтобы сравнить по форме и величине, прикладывать их вплотную друг к другу, сравнивая цвета. От внешних приемов сопоставления дети постепенно переходят к сопоставлению на глаз. Это дает им возможность устанавливать тождество и различие по внешним свойствам и между такими предметами, которые нельзя наложить друг на друга или приложить вплотную (например, между объемными предметами).

К трехлетнему возрасту завершается подготовительный этап сенсорного воспитания ребенка, и далее начинается организация систематического усвоения им сенсорной культуры.

Говоря о сенсорном воспитании в раннем детстве можно отметить, что развитие органов чувств у детей раннего возраста  идет очень интенсивно. Главной составляющей полноценного развития детей в раннем возрасте является сенсорное развитие.

В связи с этим можно  выделить основные задачи в сенсорном воспитании детей раннего возраста:

1.На первом году жизни это обогащение ребенка впечатлениями. Следует создать для малыша условия, чтобы он мог следить за движущимися яркими игрушками, хватать предметы разной формы и величины.

2.На втором-третьем году жизни дети должны научиться выделять цвет, форму и величину как особые признаки предметов, накапливать представления об основных разновидностях цвета и формы и об отношении между двумя предметами по величине.

Особо важным является вопрос о связи сенсорного воспитания, осуществляемого при помощи предлагаемой системы, с сенсорным воспитанием, проводимым при обучении продуктивным видам деятельности (рисование, лепка и др.). Продуктивные виды деятельности начинают складываться на третьем году жизни ребенка, но обучение в этом возрасте еще не занимает значительного места. Поэтому для детей раннего возраста еще нет смысла разграничивать продуктивную деятельность и дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию.

Сенсорное воспитание, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт. Актуальность любых вопросов, связанных с сенсорным воспитанием детей обусловлена тем, что дошкольный возраст является сенситивным периодом для развития способностей. Потери, допущенные в этот период, невосполнимы в полной мере в последующей жизни. К сенсорным способностям обычно относят способности, проявляющиеся в области восприятия предметов и их свойств. Они составляют как бы фундамент умственного развития ребенка, как известно, восприятие – первая ступень познания мира, на основе его строятся память, мышление, воображение. Играя столь важную роль в умственном воспитании, развитие сенсорных процессов имеет вместе с тем существенное значение для совершенствования практической деятельности ребенка.

Поиск методов и приемов взаимодействия с детьми по организации их чувственного опыта, речевому развитию, по созданию необходимой предметно-развивающей среды – ведущие направления работы педагога и взрослых по формированию сенсорной культуры детей раннего возраста.

Значение сенсорного воспитания  детей раннего возраста состоит в том, что оно

:- упорядочивает хаотичные представления ребенка, полученные при ваимодействии с внешним миром;

- влияет на развитие зрительной, слуховой, моторной, образной и др. видов памяти.

В каждом возрасте перед сенсорным воспитанием стоят свои задачи. В раннем детстве накапливаются представления о цвете, форме, величине. Важно, чтобы эти представления были разнообразными. Это значит, что ребенка надо знакомить со всеми разновидностями свойств – всеми цветами спектра, с геометрическими формами - круг, овал, квадрат, прямоугольник, треугольник, шар, куб, кирпич. Развивать познавательные умения и речевые - определять цвет, размер, форму предметов путем зрительного, осязательного и двигательного обследования, сравнения. Понимать и использовать в речи слова- названия величин и форм. Большое значение в сенсорном воспитании имеет формирование у детей представлений о сенсорных эталонах -  общепринятых образцах внешних свойств предметов.

Одновременно с формированием эталонов необходимо учить детей способам обследование предметов: их группировке по цвету, форме вокруг образцов-эталонов, выполнению все более сложных действий. В качестве особой задачи выступает необходимость развивать у детей аналитическое восприятие-умение разбираться в сочетании цветов, расчленять форму предметов, выделять отдельные величины.

Усвоение сенсорных эталонов - длительный и сложный процесс, не ограничивающийся рамками дошкольного детства и имеющий свою предысторию. Речь идет о воспитании сенсорной культуры детей в области восприятия формы, величины и цвета.

Ознакомление с этими свойствами составляет основное содержание сенсорного воспитания детей раннего возраста.

И это естественно, так как именно форма, величина и цвет имеют определяющее значение для формирования зрительных представлений о предметах и явлениях действительности. Правильное восприятие формы, величины, цвета необходимо для успешного усвоения многих учебных предметов в школе, от него зависит и формирование способностей ко многим видам творческой деятельности .

1.3. Игра, как основной метод воспитания сенсорной культуры детей

раннего возраста

В дошкольной педагогике имеется много методов и приемов воспитательного воздействия взрослогона ребенка, выбор которых зависит от конкретной ситуации.

Могучим средством воспитания детей раннего возраста является игра. Недаром этот возраст называют возрастом игры.

Игровая форма обучения — ведущая на ступени раннего детства.

Ценность раннего обучающего воздействия давно подмечена народом; им созданы детские песенки, потешки, игрушки и игры, которые забавляют и учат маленького ребенка. Народ создал чудесные произведения — потешки, прибаутки, с тем, чтобы дети в игре словом учились тонкостям родного языка.

         Богатые возможности для сенсорного воспитания и совершенствования ловкости рук таят в себе народные игрушки: башенки, матрешки, неваляшки, разборные шары, яйца и многие другие. Детей привлекают красочность этих игрушек, забавность действий с ними. Играя, ребенок раннего возраста приобретает умение действовать на основе различения формы, величины,

цвета предметов, овладевает разнообразными новыми движениями, действиями. И все это своеобразное обучение элементарным знаниям и умениям осуществляется в формах увлекательных, доступных малышу.

Народная мудрость создаладидактическую игру, которая является для ребенка раннего возраста  наиболее подходящей формой обучения.Игра  является средством  развития активности детей. Игровая активность детей проходит несколько возрастных этапов.

Напервом году жизни игра- это манипулирование, когда ребенок игрушкой, попавшей ему в руки, производит тысячи простых действий, манипуляций. Он может бесконечно стучать, колотить ею, много раз бросать на пол и т.д. Поэтому ребенку этого возраста надо давать достаточно прочные игрушки, могущие выдержать эту довольно бурную активность.

Навтором году жизни у детей начинают проявляться в игре деконструктивные тенденции, когда они расчленяют игрушку, разбирают ее и нередко ломают, портят. Этим детям надо давать соответствующие игрушки, которые они могли бы разобрать, не портя их. Классическими игрушками такого рода являются цветные пирамидки, матрешки, разборные шарики, яйца.

Вместе с деконструктивными играми скоро начинают развиваться игры конструктивные, строительные, когда ребенок, например, учится не только разбирать игрушку (пирамидку, матрешку), но и снова собирать, а затем и создать из ее элементов новую конструкцию, новую комбинацию. Игра становится источником творчества.Игрушками, дающими такие возможности, являются кубики, различные простые, а затем все более усложняющиеся конструкторы.

Натретьем году жизни у детей начинают преобладать так называемые ролевые игры, главной игрушкой в которых будет кукла. Игры становятся отображением жизни и при надлежащем руководстве могучим средством познания жизни, средством воспитания и всестороннего развития ребенка

Можно выделить основныефункции дидактической игры:

-дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребенка;

-в системе дидактических игр дети раннего возраста овладевают основными умениями и навыками различных видов продуктивной деятельности в игре и учении: рисование, лепка, конструирование.

-дидактические игры, проводимые вне занятия, систематически обучают, закрепляют знания в игровой форме. Они позволяют развивать его восприятие, чувственность и тактильные ощущения.

Основная особенность дидактических игр - обучающая. Соединение в дидактических играх обучающей задачи, наличие готового содержания и правил, дает возможность воспитателю более планомерно использовать эти игры для эстетического воспитания детей. Они создаются взрослыми в целях воспитания и обучения детей, но не открыто, а реализуются через игровую задачу. Знакомство с формами, величинами, пространственными представлениями, звуками.

Специально организованные дидактические игры - хорошее дополнение к обучению на занятиях по ознакомлению с обобщенными представлениями, общественно установленными сенсорными эталонами: геометрическими фигурами, цветами. Много общего с рассматриваемыми упражнениями имеется в играх с дидактическими игрушками, сборно-разборными игрушками и вкладышами: матрешки, башенки, шары, кубики.

Рассматривая методику  организации дидактических игр можно отметить, что организация дидактических игр осуществляется педагогом в трех направлениях:

- подготовка к проведению дидактической игры;

- применение дидактической игры;

- анализ дидактической игры.

При проведение дидактической игры с детьми раннего возраста воспитатель объясняет правила по ходу игры, показывая ее на примере. Подводя итог игры, воспитатель, как правило, отмечает только положительное поведение детей во время проведения дидактической игры. Одним из важных условий сенсорного воспитания  детей раннего возраста является осуществление его в процессе содержательной деятельности детей. Именно в условиях содержательной, результативной деятельности складывается возможность сделать особенности, отношения, свойства предметом внимания детей, предметом освоения. Нужно также отметить, что у детей раннего возраста в процессе игровой деятельности наблюдаются такие особенности как стремление самоутвердится «я - сам», и неустойчивое внимание.

.

Дидактическая игра как игровой метод обучениярассматривается в двух видах: игры – занятия и дидактические или автодидактические, игры.

В первом случае ведущая роль принадлежит воспитателю, который для повышения у детей интереса к занятию использует разнообразные игровые приемы, создает игровую ситуацию, вносит элементы соревнования и др.      Использование разнообразных компонентов игровой деятельности сочетается с вопросами, указаниями, объяснениями, показом.

Обязательными структурными элементами дидактической игры являются:обучающая и воспитывающая задача, игровые действия и правила.

Дидактическая играсодержит два начала:учебное (познавательное) и игровое (занимательное). Воспитатель одновременно является и учителем, и участником игры. Он учит и играет, а дети, играя, учатся.

Все дидактические игры можно разделить на три основных вида:

- игры с предметами (игрушками, природным материалом);

-настольно-печатные;

- словесные игры.

Методические приемы приносят результат в тех случаях, если воспитатель применяет их системно, учитывает общие тенденции психического развития детей, закономерности формируемой деятельности, если педагог хорошо знает и чувствует каждого ребенка.С помощью игр – занятий воспитатель не только передает определенные знания, формирует представления, но и учит детей играть.

Игра - это особый вид деятельности ребенка, она всегда носит творческий характер. Малыша привлекает в дидактической игре не обучающий характер, а возможность проявить активность, выполнить игровое действие, добиться результата, выиграть.

Возможность обучать маленьких детей посредством активной, интересной для них деятельности - отличительная особенность дидактических игр.

       Дидактические игры, проводимые вне занятия и являющиеся составной частью занятия, обучают и закрепляют знания в игровой форме

Дидактические игры и упражнения для  малышей проводятся последовательно, систематично.

Вывод по I главе

Современные педагогические исследования, посвященные сенсорному воспитанию дошкольников в различных видах  деятельности, сыграли существенную роль в разработке проблем формирования сенсорной культуры ребенка раннего возраста.

В связи с вышесказанным, центральной задачей первой главы является теоретический обзор психолого-педагогической литературы, посвященной интересующей нас проблеме, на основе которого мы предполагаем, осуществить собственные исследования в области поиска и практического использования наиболее оптимальных педагогических и психологических условий и факторов для воспитания  сенсорной культуры детей раннего возраста.

Актуальность сенсорного воспитания детей раннего возраста прослеживается и в решении вопросов личностного развития детей в процессе организации его чувственного опыта.

Педагогическая задача сенсорного воспитания состоит в образовании у ребенка такого чувственного опыта, который раскроет перед ним окружающий мир в доступных детскому восприятию проявлениях.

Педагогика стремится усовершенствовать сенсорные процессы, начиная с раннего детства для того, чтобы ребенок воспринимал окружающее полно, разнообразно, разносторонне. Именно в этих целях выделяются задачи сенсорного воспитания из общепедагогических задач. Решение их обеспечивает полноценное формирование речевой, двигательной, изобразительной деятельности, имеющих сенсорную основу и на ней развивающихся. Таким образом, становлению сенсорной культуры в раннем детстве способствует сенсорное воспитание, которое  решает важные задачи общего развития ребенка.

Глава II.Исследование особенностей воспитания сенсорной культуры

детей раннего возраста

2.1 Выявление уровня сформированности знаний о свойствах предметов у детей раннего возраста

Сенсорная культура ребенка- это результат усвоения им сенсорной культуры (освоение свойств  предметов и объектов), созданной человечеством.

С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание ребенка. Истоки сенсорных способностей лежат в общем уровне сенсорного развития достигаемого в младшем возрасте.

Период первых трех лет - период наиболее интенсивного физического и психического развития детей. В этом возрасте при соответствующих условиях у ребенка развиваются различные способности: речь, совершенствование движений. Начинают формироваться нравственные качества, складываются черты характера. Обогащается сенсорный опыт ребенка посредством осязания, мышечного чувства, зрения. Ребенка обучают различать величину, форму и цвет предмета через дидактические игры.

Рассматривая объект, ребенок, как правило, выделяет в этом возрасте, один - наиболее яркий признак, и, ориентируясь на него, передает изображение предмета в изобразительной деятельности через цветовую гамму, в конструировании, лепке - через форму, цвет.

Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. В результате постоянного интереса возникает внимание к внешним свойствам предметов. В жизни малыш сталкивается с многообразием форм, красок и других свойств предметов, в частности игрушек и предметов домашнего обихода. Усвоение  процессов восприятия  должно быть планомерным, под руководством взрослого. В противном случае оно будет поверхностным и неполноценным, если знакомство малыша с особенностями предметов будет стихийным.

На каждом возрастном этапе ребенок осваивает эталонную систему величин, форм, цветовых тонов. Овладевая такой системой, малыш получает как бы набор мерок, эталонов, с которыми он может сопоставить любое вновь воспринятое качество и дать ему надлежащее определение.Усвоение представлений об этих разновидностях позволяет ребенку оптимально воспринимать окружающую действительность.

Ведущей в раннем детстве является предметная деятельность. Поэтому сенсорные задания и игры включаются именно в этот вид деятельности, где учёт цвета, формы и величины объектов является необходимым условием выполнения предметных действий. В качестве таких действий могут выступать раскладывание предметов на 2 группы, размещение вкладок в гнезда, нанизывание колец и т.д.

С целью изучения воспитания сенсорной культуры детей раннего возраста на базе МОЙ д /с № 349 проходил эксперимент, в котором участвовало 12 детей 1-й младшей группы.

         Цель эксперимента: изучение процесса воспитания сенсорной культуры у детей раннего возраста в результате использования дидактических игр.

 В эксперименте участвовало 2 группы детей раннего возраста - экспериментальная и контрольная.

               На первом этапе эксперимента (констатирующем) была проведена диагностика. Целью данной диагностики было выявление уровня сформированности знаний о свойствах предметов у детей раннего возраста.

  В начале эксперимента была изучена специфика учебно-воспитательного процесса детского сада, особенности работы в группах раннего  возраста

     Изучив особенности и содержание работы по формированию сенсорной культуры в раннем детстве  была проведена диагностика.

Для диагностики  знаний о качествах и свойствах предметов  с детьми раннего возраста  использовалась методика  Пилюгиной Э.Г., которая основана на заданиях разного типа деятельности.

В заданиях использовались красный,  желтый, зеленый цвет.

Мы отобрали 7 заданий разного типа деятельности:

  • Группировка предметов
  • Выбор по образцу
  • Элементарные конструктивные действия

В первых двух заданиях дети группировали предметы красного и зеленого цвета.

1 задание  Детям предлагались две полоски гладкого картона 4x18 см  красного и синего цвета и 6 кружков (3 красных и синих). Надо было

2 задание Детям показывали 5 брусков, сложенных «башней»

Следующая группа заданий предполагала выбор по образцу одного из двух цветовых объектов (брусков).

В третьем, четвертом и пятом задании ставилась задача  выбора цвета.

3 заданиеВ 4 задании  Меняется цвет объектов и используются опредмеченные слова-названия. Показывая ребенку желтый брусок, говорили, что это лисичка. При показе красного следовало пояснение, что это белочка. Затем взрослый показывал ребенку желтый или красный брусок и предлагал найти такую же «лисичку» или «белочку» у себя. Выбор по образцу предъявлялся детям по 4 раза. Для предотвращения выработки реакции на определенное месторасположение предмета обращалось внимание на то, чтобы объекты

Следующие задания предполагали элементарные конструктивные действия.

5 задание6 задание чередование объектов по цвету. Педагог размещал 2 зеленых и 2 красных бруска «дорожкой», чередуя их по цвету: красный, желтый; красный, синий.  Внимание ребенка фиксировалось на цвете предметов. Взяв руку малыша, взрослый дотрагивался ею до брусков, приговаривая: «Один, другой, один, другой». Разница в цвете подчеркивалась интонационно. Затем ребенку давали 2 красных и 2 синих бруска и предлагали сделать такую же «дорожку». Задание повторялось 4 раза и считалось выполненным в том случае, если ребенок, хоть один раз размещал предметы правильно.

При решении задач разных видов (конструктивного характера, цвета,  формы) у детей раннего возраста обнаруживаются разныеуровни сформированности знаний свойств предметов и объектов.

Каждый  из 3-х уровней  имеет свою характеристику:

I Высший уровень-характеризуется тем, что ребенок выполняет задание правильно, то есть задача поставленная взрослым решается им успешно, самостоятельно; помощь взрослого минимальная

IICредний уровень-предполагает также позитивное решение малышом поставленной взрослым задачи; ребенок совершает менее 2 ошибок и справляется с заданием самостоятельно; объяснения взрослого носят направляющий характер

III Низкий уровень-характеризуется пассивным поведением ребенка при решении задачи; при повторном объяснении взрослым задания малыш

допускает более 3-х ошибок, он «теряет» задачу и переходит к простому манипулированию предметами (объектами)

Обработка результатов: показатели активности оценивают по следующей шкале: 3балла –максимальная выраженность показателя, 2балла- средняя выраженность, 1 балл- низкая.

Соответственно 1 уровень проявления активности- 14-18 баллов, 2 уровень- 7-14 баллов, 3 уровень-0-7баллов.

При обработке данных анализируют активность детей в ходе выполнения заданий по 2 параметрам. Показатели оценивают по шкале баллов и определяют уровень проявления активности.

Анализ результатов исследования представлен  в таблицах №1 и  №2.

Таблица №1(контрольная группа)

Таблица №2 (экспериментальная группа)

Итак, в результате диагностики уровня сформированности  знаний о свойствах  предметов у детей раннего возраста были  выделены следующие показатели, которые представлены в диаграммах №1 и №2:

Контрольная группа (диаграмма №1):

Экспериментальная группа (диаграмма №2):

         К высокому уровню развития были отнесены Алина П., Настя А. из контрольной группы и Влад Ц. из экспериментальной группы. Дети  выполняли  задания правильно, то есть задача поставленная взрослым решалась успешно, самостоятельно. К выполнению задания малыши  отнёслись с живым интересом.

         К среднему уровню развития относятся Ильдар Б. из контрольной группы и   Ульяна К. из экспериментальной группы.  Эти дети в большинстве случаев справлялись с заданиями самостоятельно, но делали ошибки. Требовалась помощь педагога направляющего характера.

          К низкому уровню развития относятся ВикаЛ., Матвей К. из контрольной группы и  Джамал Г., Стас П. и Паша К. из экспериментальной группы. Эти дети с трудом решали поставленные задачи, допускали много ошибок и переходили к элементарной игре с предметами. Например, Вика Л. приступив к выполнению задания стала играть с предметами, на вопрос воспитателя : «Что случилось? Почему ты так делаешь?»,она ответила : «Я не хочу делать. Я буду играть».

                    Итак, основываясь на результатах диагностики показавшей небольшое количество детей с высоким уровнем развития, и большое количество детей с низким уровнем развития, был сделан вывод о необходимости проведения дальнейшей работы для развития сенсорной культуры детей раннего возраста  с помощью дидактических игр, направленных на улучшение усвоения знаний о свойствах предметов.

2.2. Процесс формирования знаний о свойствах предметов у детей раннего возраста

Целью второго этапа (формирующего) была целенаправленная работа по формированию сенсорной культуры у детей раннего возраста.

Ознакомление детей раннего возраста со свойствами предметов  начинается с их  непосредственного обследования, в процессе которого малыши учатся различать такие свойства предметов и явлений, как величина, форма, цвет. Знакомясь с основными свойствами и их словесными обозначениями ребенок легче ориентируется в окружающем мире.

Накопление сенсорного опыта происходит на систематических занятиях, которые построены на использовании дидактических игр и упражнений.

Нужно  отметить, что овладевая эталонной системой, ребенок получает как бы набор мерок, эталонов, с которыми он может сопоставить любое вновь воспринятое качество и дать ему надлежащее определение. Усвоение представлений об этих разновидностях позволяет ребенку оптимально воспринимать окружающую действительность.

Нам предстояло выяснить когда, как и в какой последовательности начинают дети различать свойства предметов? Зависит ли практическая ориентировка в качествах предметов от их словесного обозначения, прежде всего от слов-названий величины, формы, цвета; от характера деятельности ребенка с этими предметами?

Основываясь на результатах диагностики  показавшей небольшое количество детей с высоким уровнем развития детей (Влад Ц), и большое количество детей с низким уровнем развития(Джамал Г., Стас П. и Паша К.) в экспериментальной группе детей, был сделан вывод о необходимости проведения дальнейшей работы для развития сенсорной культуры детей раннего возраста  с помощью дидактических игр, направленных на улучшение усвоения знаний о свойствах предметов. Ценность  дидактической игры  заключается ещё и в том, что  благодаря заложенному  в ней  элементу самоконтроля, она позволяет организовать более или менее самостоятельную деятельность маленьких детей, развивать умение играть рядом с другими, не мешая им.

В ходе данной работы выяснилось, что  запоминание названий цвета протекает у большинства детей чрезвычайно медленно и со значительными трудностями. Индивидуальные различия в быстроте усвоения названий цвета, так же как и формы предметов, зависят в значительной степени от возраста детей и ассоциативных связей из личного опыта ребенка.

При решении задач разных типов дети обнаруживают различный уровень ориентировки на цветовые свойства объектов. Так например, для детей экспериментальной группы более доступными являются задания на группировку предметов идентичного цвета. Значительно хуже они ориентируются на цветовые свойства при выборе по образцу (задание №3) .Решение же самых элементарных конструктивных задач осуществляется без всякой ориентировки на сенсорные свойства предметов.

Задания на выбор по образцу успешно выполняется только теми детьми, которые систематически производят сопоставление цвета объектов с цветом образца. Такое сопоставление представляет для детей значительную трудность. Например одни дети (ДжамалГ. И и Стас П.) продолжают проявлять избирательное отношение к цвету, указывая всякий раз предмет одно и того же цвета, безотносительно к цвету образца. Другие (например, Паша К.) обнаруживают реакцию на месторасположение предмета. Нередко после первого правильного выбора малыш «теряет « задачу и переходит к простому манипулированию предметами. Нередко дети словом красный подменяют слово цвет. Устойчивой связи между словами — названиями цвета и конкретным цветом еще не образовалось. Наблюдается и случайное употребление слов — названий цвета, когда взрослый, спросив у ребенка: «Зачем ты берешь сумку?» — получает ответ: «На всякий случай». Дальнейшие расспросы взрослого: «На какой случай?» — приводят к разъяснению ребенка: «На голубой»  (Например, Вика Л. из контрольной группы).

При выполнении заданий конструктивного типа детям сложно осуществить одновременно ориентировку на два признака: пространственное расположение и цвет. Например дети контрольной группы ( Вика Л. и Матвей К.) и дети экспериментальной группы( Паша К. и Стас П.)не смогли справиться с заданием№6 потому что, воспроизводя пространственное расположение, заданное в образце, они как правило не обращали внимание на цвет объектов, а настойчивые указания взрослого приводили их к дезорганизации деятельности (дети начинали играть с предметами, совершенно не ориентируясь на образец).

Изменение цветовой тональности объектов, с которыми действует ребенок (в тех  пределах, в которых оно описано в приведенных заданиях), не имеет значения для ориентировки на цвет. Это свидетельствует о высоком уровне цветоразличения у детей  второго-третьего года жизни .

Восприятие цвета совершенствуется с возрастом. Это подтверждается решением всех типов задач, требующих ориентировки на цветовые свойства предметов. Наиболее ярко это демонстрируют задачи на выбор цвета по образцу без названия цвета ( задание №4): их почти не решают дети до 2-х лет (Паша К., Вика Л.), решают примерно ¼ детей в возрасте 2года-2года 6 месяцев(Стас П., Матвей К..) и более ½ страше 2 лет 6 месяцев(Влад Ц, Алина П., НастяА).. Предпочтение одного из цветов характерно в основном для детей младшего возраста; дети же старшей подгруппы выполняют все задания, как правило, путем тщательного сличения объектов между собой и с образцом.

Если говорить об особенностях восприятия формы, то следует отметить, что выбор по образцу однородных предметов заданной формы для детей сложнее, чем соотнесение разнородных предметов, осуществляемое в основном путем проб и ошибок. Особое значение в практической ориентировке детей раннего возраста имеет овладение способами обследования формы. Основная роль при этом  отводится таким методам, как сотрудничество со взрослым, обведение контура предмета рукой ребенка, направляемой взрослым, с последующим переходом к самостоятельному обведению контура предмета и затем чисто зрительному анализу свойств.

Итак, для развития сенсорной культуры детей раннего возраста,   нами была проведена систематическая работа с помощью следующих дидактических игр в экспериментальной группе детей  от 2-х до 3-х лет (см. Приложение):

1)Игра «Найди цветок для бабочки»

Цель: учить различать цвета; обогащать речь словосочетаниями: «одинакового цвета», «такого же цвета».

2)Игра «Спрячь мышку»

Цель: продолжать обучать детей различению цветов, подбору одинаковых цветов на глаз с последующей проверкой (приложение, наложение); упражнять в выделении заданного цвета и правильно называть эти цвета.

3) Игра «Чудо – паровоз»

Цель: учить детей конструировать с учетом цвета; выделять и называть части паровоза: колеса, вагоны; развивать мелкую моторику.

4)Игра «Сложи картинку»

Цель: упражнять детей в составлении целого предмета из его частей с опорой на цвет; учить анализировать элементарную контрольную схему: развивать пространственное мышление, волю, усидчивость.

5) Игра « Пирамидка»

Цель: учить соотносить величину колец в заданной последовательности: учить анализировать результат; развивать усидчивость, настойчивость.

6) Игра «Найди друга»

Цель: продолжать обучать детей выбору цвета по образцу, действиям по звуковому сигналу, развивать внимание.

7)Игра-упражнение ««Узкая и широкая дорожка»

Цель: Закреплять умение прикладывать кирпичики длинной стороной друг к другу, распределяя постройку по поверхности.

Так же с детьми проводилась  запланированная  работа практического характера:   осуществлялись занятия  по продуктивной деятельности - таких как лепка, конструирование, рисование, а так же игры и упражнения в свободное время.

    В процессе практического исследования мы убедились, что дидактические игры содержанием, формой организации, правилами и результативностью способствуют формированию у детей умений анализировать, сравнивать, сопоставлять, выделяя  признаки предметов.

    В результате использования дидактических игр сенсорного характера было замечено, что многие малыши научились распознавать цвета предметов, выделять их характерные признаки.

Также было отмечено, что в результате проведенной работы с детьми раннего возраста повысилась сенсорная  культура детей : малыши стали более сосредоточеннее относиться к выполнению заданий и стараться   анализировать свои практические действия.

Использование дидактических игр стимулировало и развитие психических процессов: многие дети стали более наблюдательными и внимательными.

2.3.Динамика  результатов формирующей работы

На заключительном этапе  исследования  была проведена повторная диагностика с целью изучения динамики  формирующей работы по развитию сенсорной культуры детей раннего возраста  в экспериментальной группе детей.

Цель  данного (третьего) этапа - подведение итогов формирующей работы.

Анализ результатов исследования представлен в таблицах  №1 и №2.

Таблица №1(контрольная группа)

В контрольной группе детей к  высокому уровню развития  отнесены Алина П., Настя А. ;к среднему уровню- Ильдар Б. и Вика Л.; к низкому уровню- Матвей К.

Таблица №2 (экспериментальная группа)

В экспериментальной группе детей к высокому уровню развития сенсорной культуры относятся Влад Ц., Ульяна К. и Стас П.; к среднему уровню-  Джамал Г.  и Паша К..

Дети с низким уровнем  не выявлены.

Итак, в результате  контрольной  диагностики уровня сформированности  знаний о свойствах  предметов у детей раннего возраста контрольной и экспериментальной групп  были  выделены следующие показатели, которые представлены в диаграммах №1 и №2:

Контрольная группа (диаграмма №1) :

Экспериментальная группа (диаграмма №2)

Таким образом, можно сделать вывод о том, что процесс воспитания сенсорной культуры  у детей раннего возраста проходит успешно при использовании системы дидактических игр и упражнений.

Вывод по главеII

         В результате эмпирического исследования были изучены особенности процесса  воспитания и формирования сенсорной культуры  детей раннего возраста.

         Эксперимент проводился с 10 детьми  1-ой младшей группы( от 2-х до 3-х лет) – контрольной и экспериментальной групп  МОУ Детский сад №349 г. Волгограда.

         В ходе констатирующего эксперимента была проведена диагностика развития уровня развития сенсорной культуры детей раннего возраста.

Данные диагностики выявили необходимость проведения специальной работы по формированию у детей представлений о свойствах предметов: величине, цвета, формы.

Формирование  представлений эталонной системы  у  малышейэкспериментальной группы проводилось с использованием  дидактических игр.

         В ходе эксперимента была отмечена высокая познавательная активность детей, интерес к изучению свойств предметов.

         На третьем этапе была проведена контрольная диагностика и подведены итоги проведенной работы.

           В ходе  контрольной диагностики была отмечена положительная динамика в развитии представлений у детей экспериментальной группы раннего  возраста о цвете, форме, величине  благодаря использованию специально подобранных дидактических игр.

Заключение

         В процессе данного исследования был изучен процесс использования дидактических игр в сенсорном образовании детей раннего возраста.

         В теоретической части была дана общая характеристика проблемы воспитания сенсорной культуры, изучено значение дидактической игры в развитии ребенка раннего возраста, определена возможность решения задач сенсорного воспитания при использовании дидактических игр.           

         Дидактические игры необходимы для развития познавательных процессов (воображения, памяти, наблюдательности, восприятия, сообразительности, скорости мышления и т.д.).Ребенка привлекает в дидактической игре не обучающий характер, а возможность проявить активность, выполнить игровое действие, добиться результата, выиграть. Возможность обучать маленьких детей посредством активной, интересной для них деятельности - отличительная особенность дидактических игр. Организация и проведение таких  игр осуществляется под руководством педагога.

         В практической части данного исследования мы убедились, что дидактическая игра способствует развитию представлений у малышей  о свойствах предметов.

Современная  теория сенсорного воспитания включает в себя все многообразие сенсорных характеристик окружающего мира, а также обобщенные способы обследования предметов, их качеств, свойств, отношений, т.е. перцептивные действия, систему обследовательских действий, систему эталонов, которыми овладевают дети.

Поэтому задача сенсорного воспитания - своевременно обучить ребенка этим действиям является актуальной и действенной. А обобщенные способы обследования предметов имеют важное значение для формирования операций сравнения, обобщения, для развертывания мыслительных процессов.

Литература:

1.Аксарина Н. М. Воспитание детей раннего возраста. /АксаринаН.Н.-М., 1974)

2.Аванесова В.Н. Обучение самых маленьких в детском саду. - М., 1968

3.Аванесова В.Н. Дидактические игры и занятия в самостоятельной деятельности детей //Сенсорное воспитание в детском саду. - М., 1981. -185 с.

4.Аксарина Н.М. Основные этапы развития детей раннего возраста и задачи их воспитания. - М., 1962.

5.Александрян Э.А. Сенсорное развитие на ранних этапах онтогенеза и роль двигательного анализатора в этом процессе. - Ереван: Айастан, 1972.-223 с.

6.Бибанова Е.Г Педагогика преддошкольного возраста. - М.-Л.: Гос. изд-во, 1927. .

7.Венгер Л. А. Восприятие и обучение. /Венгер Л.А.-М., 1969)

8.Венгер Л.А. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет.-М., 1988-143с.

9.Л.А.Венгер Л.А.ПилюгинаЭ.Г.,Венгер Н.Б.  Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет. Книга для воспитателя детского сада/ Л.А.Венгер, Э.Г.Пилюгина, Н.Б.Венгер/ Под ред Л.А.Венгера, - М., Просвещение, 1988, - С. 4 – 5, 12.

10.Венгер Л. А. Восприятие и обучение. /Венгер Л.А.-М., 1969)

11.Венгер Л.А., Тарасова К.В., Лавреньева Т.В. Генезис сенсорных способностей Л.А. Венгер, К.В. Тарасова, Т.В. Лаврентьева и др.; под ред. Л.А. Венгера; НИИ ДВ АПН СССР. - М.: Педагогика, 1976. - 256с.

12.Галанова Т.В. «Развивающие игры с малышами до 3-х лет» Популярное пособие для родителей и педагогов- Ярославль: Академия развития,1996г.

13.Ганелин Ш.И., Ганелина М. Воспитание в преддошкольном возрасте. //Советская педагогика. -1936. - №8-9.

14.Давиденко Л.А. Воспитание детей раннего возраста в детском саду. -Алма-Ата, 1975. - 120 с.

15.Воспитание детей раннего возраста. / Сост. З.Ф. Евдокимова. - М.: Просвещение, 1968. - 86с.

16.Ендовицкая Т.В. Некоторые вопросы психологии сенсорного воспитания. //Дошкольное воспитание. - 1958. - № 10 - с.4-9.

17.Запорожец А.В., Неверович Я.З « О способах зрительного восприятия формы предметов в раннем и дошкольном детстве. В сб. «Развитие познавательных и волевых процессов у дошкольников», под ред. А.В. Запорожца и Я.3. Неверович, М., «Просвещение», 1965.

18.Запорожец А.В., Венгер Л.А., Зинченко В.П., Рузская А.Г. Восприятие и действие. — М., 1967.

19.Запорожец А.В. Вопросы психологии обучения и воспитания детей раннего и дошкольного возраста. //Советская педагогика. - 1968. - №7 -с.55-64.

20.Зеньковский В.В. Педагогика. М., 1998.

21.Корепанова М.В., Икрянникова Т.Н., Улитина В.В. «Развитие и воспитание детей раннего и дошкольного возраста»- Волгоград: Перемена , 2006

22.Воспитание и развитие детей  раннего возраста /Под ред. Г.М. Ляминой. - М.: Просвещение, 1981. - 219с.

23.Лехтман-Абрамович Г.Я., Фрадкина Ф.И. Этапы развития игры и действий с предметами в раннем детстве. - М.: Медгиз, 1949 - 76с

24.Морозова О.Е.И. Тихеева. Дошкольный возраст: сенсорное развитие и воспитание // Дошкольное воспитание. -1993. - №5. - С. 54-55

 25.«Дидактические игры и занятия с детьми раннего возраста» Е.В.

Зворыгина, Н.С. Карпинская и др.; Под ред. С.Л. Новосёловой - М:

Просвещение, 1991-95с.

26.Плеханов А. Педагогическая теория и практика Марии Монтессори // Дошкольное воспитание. -1989. - №10. - С. 66-70

27.Плеханов А., Морозова О.М.М. Манасеина: сенсорное развитие и воспитание детей дошкольного возраста // Дошкольное воспитание. -1995. - №7. - С. 31-35

28.Пилюгина Э.Г. "Занятия по сенсорному воспитанию с детьми раннего возраста", пособие для воспитателя детского сада, М., 1983 г.

Пилюгина Э.Р. «Сенсорные способности малыша». - М. «Просвещение». 1996 г.

29.Пилюгина Э.Г.Сенсорное воспитание детей раннего возраста в процессе ознакомления с цветом. Дис. канд. пед. наук. - М., 1971. - 147 с.

30.Пилюгина Э.Г. Занятия по сенсорному воспитанию с детьми раннего возраста: пособие для воспитателя детского сада. - М.: Просвещение, 1983. -96с. 

31.Поддъяков Н.Н. Способы сенсорного воспитания. //Теория и практика сенсорного воспитания в детском саду; под ред. А.П. Усовой, Н.П. Са-кулиной. - М.: Просвещение, 1965 - 188с.

32.Полежаева Л.В. Письма о воспитании маленьких детей. - М.-Л.: Био-медгиз, 15 тип. треста Полиграф-книга, 1937. - 59с.

33.Сенсорное воспитание в детском саду. (Пособие для воспитателей). /Под редакцией  Н.Н.Поддьякова, В.Н.Аванесовой/. М.: «Просвещение», 1981г.

34.Э.Г.Пилюгина Сенсорные способности малыша. Игры на развитие восприятия цвета, формы, величины у детей раннего возраста / Книга для воспитателей детского сада и родителей, - М., «Просвещение», АО « Учебная литература», 1996, С. 4, 76.

35.А.Н. Павлова, Э.Г. Пилюгина,Е.Б. Волосова «Раннее детство: познавательное развитие (1-3года)»Методическое пособие-М.:Мозаика-Синтез,2005г.

36.Е.Н. Панова « Дидактические игры-занятия в ДОУ» .Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ.Воронеж:ТЦ «Учитель»,2006г.

Воспитание детей раннего возраста в детских учреждениях. М., 1960.

37.С.Н.Теплюк, Г.М. Лямина, М.Б.Зацепина «Дети раннего возраста в детском саду» Программа и методические рекомендации, М.:Мозаика-Синтез,2005г.

38.Усова А. П., Запорожец А. В. Педагогика и психология сенсорного развития и воспитания дошкольника.— В кн.: Теория и практика сенсорного воспитания в детском саду. М., 1965

39.Уайт Б. Первые три года жизни. – М., 1982.23.Щелованов Н. М. Ясли и дома ребенка — задачи воспитания. В кн.: Воспитание детей раннего возраста в детских учреждениях. М., 1960.

40.Фонарева СВ. Воспитание детей раннего возраста (пособие для студентов-заочников...). - М.: Просвещение, 1970. - 40с

41.Развитие и воспитание ребенка от рождения до трех лет. /Под ред. Н.М. Щелованова. - 2-е изд. - М.: Просвещение, 1969. - 179с.

Приложение№1

1)Игра «Найди цветок для бабочки»

Цель: учить различать цвета; обогащать речь словосочетаниями : «одинакового цвета»,» «такого же цвета».

Материал;четыре цветка, выполненных из картона (красный,синий, желтый ); четыре плосткостные фигурки бабочек такой же окраски, как цветы

Ход игры:Предложить детям помочь бабочкам найти  сови цветы- посадить на такой  цветок такого же цвета, чтобы их не видно было и никто не смог их поймать. В конце игры дети называют цвет бабочек и цветков.

2)Игра «Спрячь мышку»

Цель: продолжать обучать детей различению цветов, подбору одинаковых цветов на глаз с последующей проверкой( приложение, наложение); упражнять в выделении заданного цвета и правильно называть эти цвета.

Материал: плосткостные домики-норки красного, синего,  желтого цветов из картона с изображением мышки; картонные прямоугольники – «двери» аналогичных цветов

Ход игры:Детям раздаются домики с изображением мышки, у педагога « двери» разных цветов вперемешку. Педагог просит детей спрятать свою мышку от кошки и предлагает подобрать «дверь» такого же цвета, чтобы ее спасти

3) Игра «Чудо –паровоз»

 Цель: учить детей конструировать с учетом цвета; выделять и называть части паровоза: колеса, вагоны; развивать мелкую моторику.

Материал:плосткостные изображения паровоза и вагонов красного, синего, желтого; пробки от пластмассовых бутылок таких же цветов( по 2 шт. каждого цвета)

Ход игры:Предложить детям помочь паровозику- починить его (подарить ему новые колеса)

Варианты выполнения задания:

а) подобрать колеса такого же цвета, как цвет паровоза и вагонов;

б) подобрать колеса контрастного цвета (по просьбе взрослого)

в) подобрать колеса такого цвета, какого хочет ребенок, но попросить его назвать цвет вагонов, паровоза и колес.

4)Игра «Сложи картинку» (см.Приложение №2)

Цель: упражнять детей в составлении целого предмета из его частей с опорой на цвет; учить анализировать элементарную контрольную схему: развивать пространственное мышление, волю, усидчивость.

Материал:карточки с аппликацией  гусеницы, цыпленка, домика, гриба, снеговика. Детали изображений этих предметов таких же цветов.

Ход игры:Дети рассматривают картинку и ориентируясь на цвет, составляют такое же изображение из предложенных деталей

5) Игра « Пирамидка»

Цель: учить соотносить величину колец в заданной последовательности: учить анализировать результат; развивать усидчивость, настойчивость.

Материал: пирамидка среднего размера  с колечками разного диаметра красного, синего, желтого, белого цветов.

Ход игры: педагог разбирает пирамидку и просит ребенка собрать ее заново.

6) Игра «Найди друга»

Цель: продолжать обучать детей выбору цвета по образцу, действиям по звуковому сигналу, развивать внимание.

Материал: флажки четырех цветов: красного, зеленого, синего, желтого; бубен

Ход игры:педагог раздает детям по одному флажку. По сигналу бубна дети сначала разбегаются по комнате, затем останавливаются и ищут каждый свою пару: друга, у которого флажок такого же цвета. Дети с одинаковыми флажками берутся за руки, уточняют, например: « У нас флажки красные». В ходе игры педагог меняет флажки.

7) Игра «Фигурка-заплатка»

Цель:упражнять детей в различении и сравнении фигур по цвету и форме, нахождении тождества и в выборе фигур из нескольких; формировать внимание, сосредоточенность.

Материал: карточка с контурным изображением геометрических фигур: круга, квадрата, прямоугольника; наборы геометрических фигур красного, синего, желтого, зеленого цветов соответствующей формы

Ход игры:рассмотреть карточку с геометрическими фигурками, назвать их форму. Отобрать необходимые фигуры среди множества разноцветных, объяснить свои действия

8)Игра-упражнение ««Узкая и широкая дорожка»

Цель: Закреплять умение прикладывать кирпичики длинной стороной друг к другу, распределяя постройку по поверхности; знать и обозначать словом величины: широкая, короткая

Материал: деревянные кирпичики красного, желтого; игрушки – машины желтого, красного цветов

Ход игры:Педагог предлагает построить разные дорожки:  узкую желтую дорожку  для желтой машины, широкую  красную дорожку для красной машины, и наоборот.

(Образец картинки)

(Части картинки)

Образец и части картинки (игра «Сложи картинку)